Текстовая трансляция: "Российский агропром: актуальная ситуация"
Пресс-конференция закончилась. Сергей Лисовский сказал, что сейчас уходит на совещание по вопросам селекционной работы.
Комитет намерен ввести полную идентификацию животных, но Лисовский отмечает, что с домашними хозяйствами и подверьями это трудно. Самый гланый вопрос, при этом – за чей счёт всё это будет делаться. Идентификация животных – это не только часть ветбезопасности, но и продолжение работы комитета по ответсвенности за выпас коров вне пастбищ. Сенаторы всё ещё ведут работу в этой области, но она, по оценкам Лисовского, затянется ещё на полтора года.
Об сотрудничестве с Китаем: «Мы не разделяем инвесторов на китайских не китайских». На вопрос о поддержке китайских производителей сенатор сказал, что комитет не собирается никому давать приоритет по странам — но отметил неназванного производителя питания из Германии, который наладил производство органической говядины в России после введения санкций. «Вот таких можно было бы поддерживать».
Сенатор отмечает, что средства, сэкономленные от исчезновения льгот на пальмовое масло, будут направлены на поддержку молочной индустрии – несмотря на статистику «Союзмолока» в 10-15% использования пальмового масла в индустрии.
Лисовский «лично уверен», что пальмовое масло вредно — его смущает, что продукты, которые не плавятся при температуре человеческого тела и переносят хранение без холодильника, вредны для здоровья. Он уверен, что специалисты найдут какие-то иные еще опасности, но отмечает, что проводить исследования — это дорого. Исследователей же, которые заявляют о безвредности пальмового масла, он считает априори продажными.
«Цена на муку — проблема постоянная, как с бензином»: Лисовский говорит, что монополисты игнорируют, что себестоимость постоянно растёт, и повышают цену для потребителя при занижении на стороне поставщиков. Комитет предлагал регулировать эту сферу, но Минпромторг высказался против — «у нас свободный рынок».
«Надо отдать должное X5 — они ещё до вступления закона в силу отказались от существенной части возврата».
О квотах на ловлю краба: от сугубо исторического принципа перешли к системе обязательств о строительстве кораблей. При этом есть проблема: разные ведомства сообщают разную информацию о том, сколько российские производители могут построить рыболовецких судов. «Решение «как финансировать» есть, а «где строить» – нет».
Лисовский перешёл к регуляторике детского питания. Отмечает, что комитет по поручению Матвиенко занимается созданием системы контроля качества, но жалуется на большой процент импорта — до 95% в секторе питания для грудных детей. Обращается к вчерашнему послению Совфеда к Госдуме, в котором было сказано о возобновлении производства детского питания в России.
Напоминает о долях Алексея Галицкого и структур Усманова в ЦРПТ.. «Мы будем платить этой компании непонятно за что».
Стоимость цифровой маркировки для пищевой индустрии Лисовский оценивает в 300 млрд рублей — это столько же, сколько и поддержка всей сельхозиндустрии.
«Если мы 12 лет убеждали, что ветеринарная сертификация защищает от фальсификата, то сейчас электронная маркировка пришла тихой сапой». Лисовский отмечает, что вторая система прослеживаемости не защитит от фальсификации, а её наклейку можно будет подделать. Напоминает, что код электронной сертификации бесплатный, а наклейка стоит 50 копеек, не считая оборуждования. На запрос комитета Минпромторгу объяснить, в чём логика за маркировкой йогурта, «Минпромторг ответить внятно не смог».
По отчётам ФАНО, в России было создано много новых сортов — но при этом, по отчётам Минсельхоза, очень мало из них засеваются на полях. Лисовский связал это с передачей НИИ, занимающихся селекцией, от Минсельхоза в ФАНО. «В результате наши сорта уходят из реального сектора экономики, в основном в плодоовощной группе». Призывает вернуть институты под управление министерства, чтобы создать цепочку «от науки до поля».
Закон о семеноводстве в том виде, в котором он был принят несколько лет назад, не защищает интересы отечетсвенных производителей и лишил их лицензионных отчислений за интеллектуальную собственность. Лисовский рассказывает, что при переводе положений конвенции 1961 года «фермерские льготы» в России начали распространяться на абсолютно всех сельхозпроизводителей. Сенатор отметил, что по внесённым поправкам их возвращают именно фермерам — то есть, малым и средним производителям.
Об электронной ветсертификации: Лисовский заявил, что переработчики молока через союзы возражали против введения сертификации. Опять аппелирует к временам СССР и журналам, по которым можно было высчитать выход сырья и продукта. Отмечает, что доступ к данным в «Меркурии» бесплатный, в отличие от бумажных сертификатов.
Тема о разрушенных советских системах перешла на контроль за пестицидах. Лисовский отметил, что сейчас, по сути, есть только один контролирующий орган — Роспотребнадзор, который смотрит уже за готовыми продуктами на прилавках. В «буксировании» поправок в закон о контроле за пестицидами он винит министра экономразвития Орешкина, который, «как стена», стоит против поправок.
«Мы упустили, что ветеринария — это безопасность государства».
Африканская чума свиней получила распространение в России, бывших республиках СССР, а с недавних пор — в Китае, Африки и Европе. Распространение АЧС в России Лисовский связывает с разделением обязанностей ветслужбы между федеральными и региональными службами. Последние, по его заявлению, часто замалчивали данные о вспышках, а также в целом страдали от недофинансирования.
Лисовский отметил, что пока не удалось определить оптимальные размеры штрафов за возврат товара. В целом же, он заявил, предупреждения торговых сетей о пустых прилавках, которые могли бы быть после введения поправок, не оправдалась.
После небольшой задержки Лисовский вышел к журналистам.
В рамках мероприятия речь пойдет о реализации государственной политики в сфере агропромышленного комплекса в контексте импортозамещения, а также о рассмотренных и принятых в осеннюю и весеннюю сессии законотворческих инициативах о воссоздании единой системы ветеринарии, совершенствовании торговой деятельности по реализации скоропортящихся товаров, создании системы прослеживания пищевой продукции. Особое внимание будет уделено вопросам господдержки фермеров, развития сельскохозяйственной кооперации и логистической инфраструктуры, регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия.
Сбылись ли прогнозы о пустых полках магазинов и разорении производителей после внесения изменений в Федеральный закон о совершенствовании торговой деятельности? Чем вызвана необходимость передачи Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору полномочий по осуществлению государственного ветеринарного надзора в полном объеме, а также контроля за оборотом пестицидов и агрохимикатов? Какое из нововведений действительно необходимо рынку для прослеживания пищевой продукции: система электронной сертификации или электронной маркировки?
текстовая трансляция