«Ъ»: Cognitive Pilot вложит около 3 млрд рублей в расширение производства в Томске
Компания «Когнитив роботикс» (Cognitive Pilot) намерена к 2026 году в пять раз увеличить производство программно-аппаратных комплексов на базе ИИ для автопилотирования сельхозтехники и рельсового транспорта. Инвестиции в проект составят 2,9 млрд руб. Разработчик рассчитывает, что в результате его доля на российском рынке увеличится с нынешних 8% до 27%, а также существенно вырастет объем экспорта — с 5% до 22%. Эксперты считают, что, реализовав проект, компания может стать крупнейшим игроком на российском рынке «начинки» для автопилотов. В то же время пока аналитики оценивают уровень проникновения таких технологий в аграрный сектор экономики страны как умеренный.
Российский разработчик систем искусственного интеллекта для беспилотных транспортных средств Cognitive Pilot рассказал подробности проекта по расширению своей производственной площадки в Томске. Компания планирует к 2026 году увеличить производство программно-аппаратных комплексов до 50 тыс. ед. в год. Сегодня объем производимой продукции в регионе (вычислительных блоков, видеокамер и другой «начинки» для беспилотной техники) — до 10 тыс. изделий в год. Инвестиции в проект составят 2,9 млрд руб., сообщили „Ъ-Сибирь“ в компании. В Томске будут производиться компоненты программно-аппаратных комплексов для сельхозпроизводства и для проектов в сфере рельсового транспорта. Речь, в частности, идет о системе помощи водителю на основе искусственного интеллекта. Как отмечают в компании, более 80% компонентов при производстве являются отечественными. Соглашение о сотрудничестве по проекту, предполагающее, в частности, создание также полигона для тестирования беспилотной сельскохозяйственной техники, было подписано Cognitive Pilot с властями региона в рамках ПМЭФ-2023.
Cognitive Pilot — разработчик систем искусственного интеллекта для беспилотных транспортных средств. По данным «СПАРК-Интерфакс», компания зарегистрирована в 2019 году в Москве. Финансовые показатели с 2020 года не публикуются. 100% компании с 2022 года принадлежит АО «Когнитив пилот».
В результате реализации томского проекта компания рассчитывает, что ее доля на российском рынке производства автопилотов (на основе ИИ и на основе спутниковой навигации) увеличится с 8% до 27% к 2026 году. Говоря о конкуренции, компания отмечает давление со стороны производителей из КНР. «В 2022 году с российского рынка ушли ведущие зарубежные производители систем автопилотирования, и сегодня на него хлынули дешевые китайские агроавтопилоты, которые за счет демпинга пытаются закрепиться на нем. Такую ситуацию трудно назвать конкуренцией. Она, скорее, напоминает рейдерский захват и требует мер защиты со стороны государства»,— считают в Cognitive Pilot. В компании планируют, что расширение производства в Томске позволит ей также увеличить экспортные поставки — к 2026 году до 22%. Сегодня она поставляет автопилоты в КНР, Бразилию, ЮАР, страны СНГ. Доля экспорта Cognitive Pilot составляет около 5%.
АПК