Непал запустил программу «Млечный путь», которая позволит модернизировать молочную отрасль страны
Программа «Млечный путь», целью которой является модернизация молочной отрасли Непала за счет улучшения генетики стада, внедрения прогрессивных методов ведения сельского хозяйства и повышения качества молока, может стать позитивным примером для других стран с низким и средним уровнем доходов, пишет DairyReporter.
Рассчитанная на 10-летний период программа является совместной инициативой глобальной некоммерческой организации Heifer International, которая работает с мелкими фермерскими хозяйствами в бедных и беднейших странах, и правительств Непала и Южной Кореи.
Цель программы «Млечный путь» — помочь 500 тысячам небольших семейных хозяйств увеличить свои доходы, одновременно снизив степень зависимости Непала от импорта молочной продукции.
На сегодняшний день около 65% непальских домохозяйств живут только за счет сельского хозяйства, причем примерно половина из них держит как минимум одну голову молочного скота. Однако коровы в большинстве своем выращиваются не на продажу, поэтому объемы производства молока в стране крайне низкие — надои примерно в 10 раз ниже, чем в таких странах, как США или Южная Корея.
Только около 14% домохозяйств, производящих молоко, реализуют свою продукцию сторонним покупателям. Подавляющее же большинство хозяйств производят молоко исключительно для личного потребления и не используют имеющиеся возможности для получения дохода.
«Низкие надои, неразвитость молочных рынков, слабая поддержка сельского хозяйства со стороны уполномоченных органов — все это приводит к тому, что многие мелкие фермеры не могут или не хотят вкладывать средства в повышение производительности и улучшение качества молока. Программа «Млечный путь» решает эти проблемы путем применения системного, комплексного подхода, действуя в партнерстве с различными стейкхолдерами (как государственными органами, так и частными лицами) на всех уровнях: глобальном, национальном, региональном и местном», — отметил руководитель программы «Млечный путь» Кешав Сах.
Программа «Млечный путь» включает в себя три направления: разработка под руководством мелких фермеров модели производства молочной продукции и апробация этой модели в пилотной деревне в округе Синдхули; масштабирование успешных практик, апробированных в Синдхули, на всю территорию Непала, а также оказание технической помощи производителям молочной продукции, поставщикам услуг и сотрудникам селекционных агентств; создание деловой и правовой среды, которая обеспечит максимальный эффект от внедрения успешных практик, ведущую роль в этом процессе возьмет на себя Национальный совет страны по развитию молочной промышленности и его региональные отделения.
За прошедшие полвека численность населения Непала выросла более чем в два раза: с 14 миллионов человек в 1975 году до 31 миллиона человек в 2024-м. Это ставит перед правительством страны насущную проблему обеспечения населения доступными продуктами питания.
Около 14% граждан страны в настоящее время работают за границей, поскольку в Непале слишком низкий уровень и качество жизни, особенно в сельской местности.
Создатели программы «Млечный путь» исходят из того, что если у жителей сельской местности вырастут доходы, люди не будут стремиться уехать оттуда, а начнут оставаться, внося свой вклад в развитие местной экономики, в том числе и в увеличение объемов производства молочной продукции.
По словам сотрудников организации Heifer, местные непальские коровы смешанной породы приносят своим владельцам порядка 8-10 тысяч непальских рупий в месяц (от $59 до $74), тогда как чистокровная голштинская корова или две помесные коровы с генетическим материалом голштинской породы могут приносить доход в размере 40-50 тысяч непальских рупий (от $296 до более чем $370), то есть как минимум в пять раз больше.
Непал испытывает серьезную нехватку сырого молока, а низкое качество большинства отечественных молочных продуктов, например мороженого и йогуртов, заставляет потребителей все чаще отдавать предпочтение импортным товарам.
Согласно данным исследования, проведенного в 2020 году, средняя потребность в молоке составляет 91 литр на одного человека в год, в то время как в стране производится лишь 79 литров молока на человека в год. Предполагаемый ежедневный разрыв между спросом и предложением оценивался в период с 2021 по 2022 год в 550 тысяч литров, причем в дальнейшем ситуация будет только ухудшаться, что в итоге может нести в себе прямую угрозу продовольственной безопасности страны.
Для повышения продуктивности молочного скота необходимо решить две основные задачи: улучшить рацион животных и поработать с их генетикой.
Однако мелкие фермеры, как правило, весьма неохотно вкладывают средства в повышение продуктивности скота.
Еще одной серьезной проблемой является низкое качество сырого молока, которое фермеры поставляют переработчикам, поскольку переработчики часто жалуются на наличие бактериального заражения, из-за чего молоко быстро портится.
В этой связи Heifer предложила такую схему: платить фермерам не только за показатели жирности молока, но и за его качество, то есть чем ниже уровень содержания бактерий в сыром молоке, тем больше получит фермер. Чтобы поддержать эту инициативу, власти страны планируют создать в пилотной деревне центр переработки молока, где в том числе будут показывать, как производить качественное, чистое молоко в больших количествах.
Улучшать генетику стад создатели программы планируют с помощью искусственного осеменения.
Программа «Млечный путь» стартовала в декабре 2022 года. Компания Heifer организовала поставки скота с высокой племенной ценностью из Южной Кореи: в Непал прибыли более 100 телок, телят и быков. С тех пор в пилотной молочной деревне имеется стадо коров голштинской породы, которым управляют и владеют небольшие семейные фермерские хозяйства.
Южнокорейские быки, которых выращивают в Непальском Национальном управлении по разведению скота, также начинают поставлять высококачественную сперму для искусственного осеменения коров на всей территории страны.
Финансирование программы в настоящее время осуществляется силами организации Heifer, а также за счет средств муниципалитета, спонсорской помощи и безвозмездного содействия корейских экспертов. Цель программы — сделать молочную отрасль Непала самодостаточной, опираясь на поддержку как со стороны правительства, так и со стороны частного сектора.
Например, затраты на строительство коровников, приобретение соломоизмельчителей, резервуаров для воды и оборудование стойл —а это наиболее существенные капитальные затраты на оснащение пилотной деревни, —делят между собой Heifer, спонсорские организации, в том числе Корейское агентство международного сотрудничества, муниципалитет Камаламай и сами фермеры.
Планируется, что по прошествии некоторого времени Heifer прекратит финансирование программы «Млечный путь», однако прежде чем это сделать, организация должна убедиться, что фермеры будут в состоянии покрывать свои расходы. На это может потребоваться по меньшей мере год.
На данный момент результаты работы программы внушают оптимизм: в мае 2024 года несколько фермеров подали заявки на получение кредитов и составили бизнес-планы.
«Общая цель всех стейкхолдеров заключается в том, что программа «Млечный путь» будет способствовать развитию более сильного, рентабельного и самодостаточного молочного сектора, что принесет пользу не только небольшим фермерским хозяйствам, но и многочисленным участникам цепочки создания стоимости в молочной промышленности, а также непальским потребителям, которые смогут получить более качественные и более доступные молочные продукты отечественного производства. Правительство Непала также стремится подать пример другим странам с низким и средним уровнем доходов, которые сталкиваются с аналогичными проблемами в развитии молочного животноводства», — отметил Чарли Пай-Смит, эксперт в сфере сельского хозяйства и автор отчета о работе программы «Млечный путь».
Молоко