Производители предупредили о росте цен на детское питание, соки и газировку из-за маркировки


Производители детского питания, соков и безалкогольных напитков попросили премьер-министра Дмитрия Медведева исключить их продукты из списка товаров, подлежащих маркировке. Письмо премьеру 16 мая отправил Алексей Поповичев, исполнительный директор ассоциации «Русбренд», участники которой представляют 85% российского рынка детского питания. Еще одно письмо по этому же вопросу в понедельник, 20 мая, направил Медведеву президент Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод (СПБН) и Российского союза производителей соков (РСПС) Максим Новиков. На долю компаний, входящих в оба союза, приходится 70% выпускаемых в России безалкогольных напитков, минеральной воды, соков и нектаров.

Основная цель маркировки товаров в России — борьба с контрафактом. С 2016 года в обязательном порядке маркируются шубы и изделия из натурального меха, а с 2019 года — табак и ювелирные изделия, с 1 июля вступит в силу обязательная маркировка обуви. Еще ряд товаров, согласно распоряжению правительства, начнут маркироваться с 1 декабря этого года: речь идет о верхней одежде, блузках и других предметах гардероба, постельном белье и полотенцах, духах, фотокамерах (кроме кинокамер) и вспышках, шинах и пневматических резиновых покрышках.

Но в мае стало стало известно, что правительство намерено расширить перечень маркируемых товаров и включить в него безалкогольные напитки, детское питание, готовые продукты из мяса и рыбы, бакалею, бытовую химию, косметику и растительные масла. Свои предложения правительство направило в совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).

Ввести маркировку минеральной воды просил контролирующий добычу и розлив «Ессентуков» производитель «Холдинг Аква» (дочка государственного АО «Кавминресурсы»). В октябре прошлого года компания обратилась в Минпромторг с просьбой включить минеральную воду в добровольный эксперимент по маркировке из-за «катастрофически возросшей» доли контрафакта на рынке лечебно-столовой и минеральной воды.

Производители детского питания не понимают, почему возникает вопрос о необходимости маркировки в этой категории, заявил РБК Поповичев из «Русбренда». Детское питание, по его словам, — одна из самых защищенных групп товаров: есть государственная регистрация предприятий-производителей, реализация находится под контролем государственных органов, а случаев контрафакта не выявлялось. В то же время собеседник РБК напоминает, что объем выпуска детского питания большой: 20 млрд упаковок — «серьезное основание, чтобы эту категорию замаркировать», отмечает он. Но система маркировки, по его словам, не может оказать позитивного влияния на рынок детского питания в части безопасности и качества.

Маркировка неизбежно повлияет на доступность детского питания для потребителей, предупреждает в письме исполнительный директор «Русбренда». По оценке ассоциации, расходы производителей детского питания на организацию системы маркировки и прослеживаемости составят 13,5 млрд руб., сопоставимые затраты понесут и импортеры. В результате дополнительные расходы для потребителей на ребенка от 0 до 1,5 года составят около 500 руб. в месяц (исходя из меню, рекомендованного ФГБУН «ФИЦ Питания и биотехнологий» для детей раннего возраста) или 3% от среднемесячного пособия по уходу.

Введение цифровой маркировки в для индустрии безалкогольных напитков и соков неоправдано с экономической и операционной точек зрения и приведет к издержкам участников рынка, предупреждает Новиков.

Введение маркировки, по подсчетам двух союзов, может обойтись российским производителям соков и безалкогольных напитков в 30–40 млрд руб. расходов, сопоставимые расходы будут на обеспечение прослеживаемости в торговых точках, указывает в письме Новиков. Крупным компаниям установка оборудования будет стоить несколько десятков миллионов рублей, а средним и мелким — сотни тысяч рублей. Для них эти расходы некритичны, но могут отразиться на конечной стоимости товаров. Для мелких игроков (а их в индустрии 90%, причем на их долю приходится около 50% производства безалкогольных напитков и соков) такие затраты могут быть непосильны и приведут к банкротству, указывает Новиков.

Он утверждает, что на рынке соков и безалкогольных напитков практически нет контрафакта. Потребность в маркировке как дополнительной защите товара может быть у отдельных производителей минеральной воды, охраняемой на основе наименования места происхождения товара (к ней относятся, например, «Ессентуки» № 4 и № 17). Но вводить обязательную маркировку для всех без исключения производителей воды нет необходимости, убежден Новиков.

Оператор системы маркировки — Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ, на 50% принадлежит USM Holdings Алишера Усманова, еще по 25% у госкорпорации «Ростех» и управляющего партнера Almaz Capital Александра Галицкого). ЦРПТ как оператор системы маркировки готов включиться в работу с детским питанием, если такое решение будет принято государством и бизнесом, уточнил РБК представитель центра. В этом случае технические аспекты будут проработаны на пилотном этапе, чтобы внедрение маркировки прошло комфортно для отрасли, не потребовало дополнительных затрат и решило ключевые цели проекта, обещает собеседник РБК. В других отраслях на пилотном этапе инвестиции рынка в запуск маркировки удалось минимизировать — на новом рынке конкретные цифры можно будет привести только после отраслевых тестирований и изучения производств, «другие оценки являются надуманными», подчеркнул представитель ЦРПТ.

О последствиях маркировки духов предупреждали ранее и парфюмеры: если она будет введена, то могут исчезнуть пробники духов и туалетной воды, заявлял заместитель директора по логистике «Алькор и Ко» («Л’Этуаль») Андрей Кривенцев.

Источник: "РБК"

Теги: Россия продовольствие маркировка

413 просмотров

Молочные сессии седьмое заседание

Комментарии
extenso
Матроскин

ДЗЕН
SPACE
Подпишитесь на нашу рассылку
Молочные сессии седьмое заседание


Аналитический центр Milknews
интекПром
УПРАВЛЕНИЕ МАГАЗИНОМ сентябрь
интекПром
УПРАВЛЕНИЕ МАГАЗИНОМ сентябрь