Минимальный набор продуктов питания в Москве дорожает быстрее, чем в среднем по стране


Москва в этом году обогнала другие регионы по росту цен на продукты. Если в среднем по стране минимальный набор за 10 месяцев подорожал всего на 0,7%, то в столице — почти на 2%. Такая ситуация сложилась из-за повышения покупательской способности москвичей, восстановления их доходов и более высоких требований к качеству продуктов, считают эксперты. Поняв, что покупатель готов платить за товар больше, владельцы магазинов повысили цены. В 2014–2016 годах они не могли себе такого позволить из-за падения доходов и спроса.   

Цена минимального продуктового набора в среднем по России в октябре составила 3714 рублей, с начала года она выросла всего на 0,7%. Это заметно меньше инфляции, которая за январь–октябрь составила 1,9%. При этом аналогичная корзина в Москве и Санкт-Петербурге стоила дороже — более 4530 рублей. С начала года показатель вырос на 1,9% в Москве и на 1,8% в Санкт-Петербурге, следует из материалов Росстата.

В крупных центрах, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге, а также на отдаленных территориях структура потребления отличается от аналогичной в регионах, пояснил профессор Московского гуманитарного университета Алексей Скопин.  

"Люди чаще и больше покупают импортной продукции. Это связано как с возможностью приобретать такие товары (их больше поставляют в магазины), так и с более высокими доходами. Рост цен в столицах при этом обусловлен доминированием сетевых игроков на рынке, которые оказывают большее влияние на стоимость продуктов в отличие от обычных региональных магазинов. У крупных ритейлеров просто есть такая возможность", — добавил эксперт. 

С восстановлением доходов населения владельцы магазинов позволили себе пусть и не существенно, но всё же поднять цены. В Москве и Петербурге темпы роста цен оказались более высокими.

Как пояснили "Известиям" в Минсельхозе, немного более высокий уровень роста стоимости минимального набора продуктов в Москве и Санкт-Петербурге обусловлен тем, что столицы являются крупными потребителями продовольствия при невысоком уровне производства сельскохозяйственной продукции.

Минимальный набор продуктов питания включает в себя 33 наименования пищевых товаров и отражает межрегиональную разницу уровней потребительских цен на продукты питания, входящие в него. При его расчете Росстат использует единые и установленные в целом по России условные объемы потребления продуктов питания и средние цены на них по субъектам.

Президент Национальной торговой ассоциации Вадим Зуйков пояснил, что цены на продуктовый минимум в регионах, столицах и отделенных частях страны, например, на Дальнем Востоке и Чукотке, всегда будут разными за счет существенных отличий одних территорий от других. Обычно в регионах наблюдается меньшая покупательная способность и развитое местное производство, которое учитывает достаток людей и выставляет соответствующие цены. При этом в столицах продукция на полках более качественная, а ассортиментная линейка шире, что оказывает влияние на цены на товары в сторону их увеличения.

В отдаленных регионах страны на ценах сказывается логистика, что делает, например, фрукты и овощи на полках магазинов Дальнего Востока на порядок дороже, чем в столице.

Это подтверждает Росстат. Так, продуктовая корзина в Чукотском автономном округе стоила в октябре 8838 рублей, в Магаданской области — 6578 рублей и Якутии — 6208 рублей.

Томаты — самое слабое звено в плодоовощной составляющей корзины, подчеркнули в Национальном союзе производителей овощей. Поэтому цены на них оказывают давление на весь продуктовый минимум. Страна пока не может обеспечить себя помидорами с декабря по апрель за счет тепличной продукции, тогда как овощи открытого грунта к этому моменту уже исчерпаны. Рост цен на них продолжится и в следующие месяцы, а к Новому году достигнет двукратной разницы с июлем. Другие овощи также будут дорожать, но не такими существенными темпами, отметили в союзе.

Исполнительный директор ассоциации "Руспродсоюз" Дмитрий Востриков подчеркнул, что главные факторы ценовой устойчивости продуктовой корзины — стабильный курс национальной валюты — а значит, отсутствие роста себестоимости импортной части продукции — и хороший урожай. Важную роль играет и покупательская способность населения. Выбирая тот или иной продукт питания, потребители в значительной степени ориентируются на его цену.
 
Источник: "Известия"

451 просмотр
Меркурий
Комментарии

Информационные технологии
спреды
эвс
растительное молоко

Подпишитесь на еженедельный дайджест

ATL

ATL

Аналитический центр Milknews
B2B Communication Forum 2018
Молочная Бизнес Академия
B2B Communication Forum 2018
Молочная Бизнес Академия