ЦБ назвал диктат крупных сетей в регионах в числе помех стабилизации инфляции на длинном горизонте
Диктат крупных федеральных ритейлеров, препятствующий развитию конкуренции в региональном разрезе - один из факторов, препятствующих стабилизации динамики потребительских цен в долгосрочной перспективе, считает ЦБ РФ.
"Одно из проявлений несовершенной конкуренции - наличие барьеров входа на рынок сбыта, связанных с издержками по продвижению продукта (услуги), ограниченными каналами сбыта и политикой крупных розничных сетей в отношении мелких и средних поставщиков", - говорится в главе Основных направлений денежно-кредитной политики ЦБ, посвященной региональному анализу немонетарных факторов инфляции.
"Этот фактор влияет на ценообразование на рынках отдельных продовольственных товаров - хлебобулочных и молочных продуктов, овощей и фруктов, алкогольных напитков и некоторых видов бытовых услуг. Так, например, опрошенные Банком России производители пива в Томской области, Алтайском крае и Республике Хакасия заявили о невозможности реализации их продукции в крупных федеральных сетях даже на территории своего региона", - отмечено в документе.
Способствовать стабилизации динамики цен на те товары и услуги, для которых характерно влияние несовершенной конкуренции, "в общероссийском масштабе может улучшение институциональной среды, то есть обеспечение справедливой конкуренции и минимизация административных барьеров для бизнеса", заключает регулятор.
В логике защиты поставщиков (прежде всего, небольших, рыночная сила которых существенно меньше, чем у ритейлеров), принимался закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ", вступивший в силу в 2010 году, и поправки к нему. В 2016 году были приняты поправки в закон о торговле, ограничившие совокупный размер выплат, которые ритейлеры могут взимать с поставщиков, на уровне 5% от стоимости объема поставки (включая плату за маркетинговые и логистические услуги). Раньше был ограничен только ретробонус (вознаграждение за объем поставки) - на уровне 10%. Размер выплат за маркетинг и логистику не регулировался.
В настоящее время в Госдуме находится законопроект (одобрен во втором чтении), который ограничивает возврат непроданного продовольственного товара поставщикам: если он будет принят в текущей редакции, ритейлеры не смогут возвращать поставщикам товары сроком годности до 30 дней (это, в частности, хлебобулочные изделия и молочная продукция).
Развитию конкуренции среди ритейлеров, по замыслу авторов закона о торговле, должна способствовать его "антимонопольная" статья: согласно ей, предельная доля, которую ритейлер может занимать на региональном рынке, ограничена 25% от общего товарооборота на этом рынке.
Источник: "Интерфакс"