«Ъ»: продажи продуктов быстрого приготовления снижаются
Сокращение потребительской активности затронуло и обычно растущий в кризисные периоды рынок продуктов быстрого приготовления. В первом квартале 2023 года продажи такой лапши сократились в штуках на 9,5% год к году. Производители объясняют это восстановлением спроса после ажиотажа. Поставщики еще видят потенциал для роста рынка, но эксперты считают, что расширить базу потребителей будет сложно.
Продажи лапши быстрого приготовления в российских магазинах в первом квартале 2023 года сократились на 9,5% в натуральном выражении год к году, следует из данных ритейл-аудита NielsenIQ, предоставленных “Ъ” «Маревен Фуд Сэнтрал» (бренды «Роллтон», BigBon и др.). В денежном выражении продажи этой продукции выросли год к году на 11%, что, очевидно, связано с увеличением средних цен. Продажи всех продуктов быстрого приготовления, включая супы и вторые блюда, за первый квартал в штуках сократились еще заметнее — на 12,8% год к году, а в деньгах выросли на 3,9%.
Снижение продаж в натуральном выражении участники рынка связывают с окончанием периода ажиотажного спроса. Коммерческий директор «Маревен Фуд Сэнтрал» Наталия Попова говорит, что российские потребители начали делать продовольственные запасы еще в 2020 году, что вызвало рост продаж удобных для хранения продуктов быстрого приготовления на 26% в штуках, и 2022 год не стал исключением из этого тренда. Сейчас потребители уже не настроены делать большие запасы, и объемы продаж вернулись на уровни 2019 и 2021 годов, отмечает топ-менеджер.
Гендиректор «Натурал Фудс» (марки лапши быстрого приготовления Bon Appetit, Euro Express, Food Like) Наталья Николаева указывает, что у некоторых компаний продажи категории в 2022 году росли трехзначными темпами, что сказывается на сравнении текущих цифр с прошлогодним периодом. Кроме того, добавляет она, на рынке в первом квартале традиционно сказываются длительные праздники, а этот год еще отличался совпавшими началами православных и мусульманских постов. В «Доширак Рус» (бренд Doshirak) “Ъ” не ответили.
В «Маревен Фуд Сэнтрал» говорят, что наибольший рост в натуральном выражении у компании в первом квартале показал бренд «Петра», чья доля год к году увеличилась с 2,4% до 4%, тогда как доля «Роллтона» осталась на уровне 33,7%, а у BigBon — выросла на 0,04 процентного пункта, до 8,9%. Производство «Петры» локализовано более чем на 90%, что делает продукт менее зависимым от трансграничных цепочек поставок и конъюнктуры глобальных рынков, позволяя сохранять цены, поясняют в компании.
Как следует из данных NielsenIQ, наиболее заметный рост на рынке лапши быстрого приготовления показывают собственные торговые марки (СТМ) сетей.
торговля