«Ъ»: «Руспродсоюз» пожаловался на ритейлеров, навязывающих участие в промоакциях
Пытаясь согласовать с сетями новые закупочные цены, поставщики продуктов часто сталкиваются с тем, что ритейлеры навязывают им участие в промоакциях. Такая практика обсуждалась органом саморегулирования рынка и была признана недобросовестной. Однако производители, не рассчитывая на изменение ситуации, предлагают государству вмешаться в процесс регулирования скидок.
Ассоциация «Руспродсоюз» (объединяет «Русское море», «Макфу», «Царицыно» и др.) обратилась в комиссию по применению Кодекса добросовестных практик (КДП, регулирует отношения сетей и поставщиков на добровольной основе) по вопросу навязывания дополнительных условий в процессе согласования новых цен. Копия протокола заседания комиссии есть у “Ъ”.
Как следует из документа, речь идет о требованиях ритейлеров снизить на определенный период цены на поставляемую продукцию или принять в обязательном порядке участие со своей продукцией в промоакциях сетей.
По словам зампреда правления «Руспродсоюза» Дмитрия Леонова, когда сети требуют в процессе согласования изменения цен провести промо, поставщик зачастую уже работает себе в убыток, а дополнительное снижение цены только ухудшает его положение, «особенно это вредно сейчас, когда производители вытащили на себе пиковый спрос на продукты, связанные с этим расходы и круглосуточные смены». При этом процесс согласования цен порой затягивается на несколько месяцев, добавляет он. Как говорится в протоколе, комиссия по применению КДП признала практику навязывания сторонами дополнительных условий при согласовании изменения цены недобросовестной.
Исполнительный директор «Русбренда» Алексей Поповичев указывает, что вопрос согласования новых цен достаточно острый. «Поставщики не могут остановить отгрузки по старым ценам из-за рисков штрафов со стороны сетей и стремятся ускорить процесс согласования новых ценников. А сети, со своей стороны, не спешат с принятием решения, боясь падения продаж»,— говорит он. При этом такие темы становятся еще более актуальными, например, после девальвации рубля, указывает он.
Источник “Ъ” в крупной продуктовой компании поясняет, что от согласия поставщиков участвовать в промоакциях зависит готовность сетей рассматривать изменение цен.
По его словам, со сложностями в этом вопросе больше сталкиваются средние и малые поставщики, которые могут просить сети поднять закупочные цены на 4–10% единовременно, но спрос на такую продукцию ритейлеры готовы поддерживать скидками для покупателей. Крупные производители обычно просят повысить цены примерно на 2%, к тому же и так постоянно участвуют в промо, объясняет собеседник “Ъ”.
Председатель правления Ассоциации компаний розничной торговли (включает X5 Retail Group, «Магнит», «Ленту», Auchan и пр.) Сергей Беляков говорит, что проведение промо всегда согласуется сторонами. «Оно может быть связано с запросом на оценку рынка для продвижения новых товаров с неочевидным спросом. Сегодня главная причина — пока недостаточно высокий уровень покупательной способности»,— добавляет он, подчеркивая, что любое навязывание условий договора, в том числе промо, недопустимо. По словам Дмитрия Леонова, только пятая часть членов «Руспродсоюза» не сталкивались с практикой навязывания промо, «более того, это нередко становится условием вывода на полки нового товара». В «Ленте» заявили “Ъ”, что решение об изменении цены принимается с учетом множества факторов, обсуждается с каждым поставщиком и отвечает интересам обеих сторон.
Между тем доля промо в товарах повседневного спроса (FMCG) снова начала расти. По данным Nielsen, если в марте во время ажиотажного спроса на продукты в связи с пандемией COVID-19 доля промо сокращалась до 45%, то в мае показатель вернулся к докризисному значению — около 50%. По итогам 2019 года доля промо в FMCG была 56% в натуральном выражении и 54% в деньгах. Массовое промо действительно становится проблемой, что мешает нормальной конкуренции, указывает источник “Ъ” в продуктовой компании. По его словам, впору поставить вопрос о государственном регулировании глубины скидок.
Ритейл