Х5 может принять решение о дальнейшем развитии дискаунтеров в середине 2021 года
Ритейлер X5 Retail Group планирует в середине следующего года принять решение о дальнейшем развитии своего нового формата - "жестких" дискаунтеров.
"Мы откроем 50 (дискаунтеров) в течение ближайшего года, и после этого, я думаю, в середине следующего года, будет принято решение, готовы мы раскручивать этот формат или нет", - сказал начальник управления по связям с инвесторами Х5 Андрей Васин в ходе онлайн-конференции, организованной компанией "Атон".
"Я надеюсь, что все-таки мы будем этот формат раскручивать, потому что целый год у нас ушел, чтобы создать этот бренд, предложение и сформировать команду <...> У нас целый год ушел, чтобы открыть два магазина, - и это все-таки совсем не то, что делают наши конкуренты. Мы надеемся, что будет новый формат, новый бренд, и мы эту конкуренцию выиграем", - отметил он.
Об открытии двух первых "жестких" дискаунтеров под вывеской "Чижик" Х5 объявила в октябре. Площадь и ассортимент дискаунтеров будет меньше, чем у магазинов "у дома" "Пятерочка", основного формата Х5 (200-250 кв.м против 392 кв.м в среднем у "Пятерочки" и 800 SKU против 4,5 тыс. SKU). Кроме того, ассортимент дискаунтеров будет "более базовый", сказал Васин: в этих магазинах будет меньше товаров категории fresh, фруктов и овощей. Целевая модель формата предусматривает долю собственных торговых марок на уровне 60% против 25-28% в магазинах "у дома".
"Целевые аудитории и ассортимент между "Чижиком" и "Пятерочкой", мы планируем, будут очень существенно отличаться. Все-таки это (дискаунтер - ИФ) магазин будет для целевой аудитории, у которой меньше денег доступно, и меньше брендированной продукции будет в таких магазинах. Люди, которые до сих пор любят покупать бренды, - это, скорее, в "Пятерочку" или в "Перекресток", - отметил Васин.
Цены в дискаунтерах Х5 будут на 10-15% ниже, чем в "Пятерочках" и других магазинах "у дома", отметил он.
"Цена на СТМ ниже, чем на бренд. С учетом того, что мы не инвестируем в раскрутку и маркетинг этого товара, мы будем способны сохранять маржу на уровне бренда", - сказал глава IR-управления Х5.
По его словам, решение о запуске дискаунтеров было обусловлено снижением доходов населения, развитием локального производства, а также достижением зрелости рынком ритейла. Так, на долю современных форматов торговли в России приходится уже 76% оборота ритейла. Ключевые европейские игроки в сегменте дискаунтеров - Aldi и Lidl - обычно выходили на зрелые рынки.
"Все рыночные тренды подсказывают, что настало время <...> К сожалению, население в России не богатеет, реальные располагаемые доходы населения в последние пять лет находятся под давлением и не растут", - отметил Васин.
"Третий фактор: пять-шесть лет назад была большая проблема в России с точки зрения СТМ, потому что не было производителей, которые были бы готовы производить достаточные объемы. Но с учетом импортозамещения, санкций <...> увеличилось предложение со стороны локальных производителей. И, что самое важное, качество увеличилось. Пять лет назад, например, молочная продукция, сыры были очень низкого качества. Сейчас качество улучшилось, ассортимент улучшился, и объемы тоже увеличиваются. Сейчас уже можно выстраивать какие-то долгосрочные партнерства с поставщиками, что мы и делаем", - добавил он.
Х5 - крупнейший в России ритейлер по объему продаж. На конец сентября группа объединяла 17,352 тыс. магазинов, в том числе 16,385 тыс. магазинов "у дома" "Пятерочка", 910 супермаркетов "Перекресток" и 57 гипермаркетов "Карусель". Выручка компании по итогам девяти месяцев выросла на 14,6%, до 1 трлн 449,266 млрд рублей.
В этом году формат дискаунтера запустил главный конкурент Х5 - ритейлер "Магнит" (MOEX: MGNT). Первые три пилотных магазина под вывеской "Моя цена" компания открыла в июле, до конца года контур пилотного проекта планируется расширить до 10 торговых точек. Концепция дискаунтера "Магнита" предполагает площадь магазина до 300 кв. м, ассортимент около 1,8 тыс. SKU, состоящий преимущественно из товаров первого ценового сегмента, а также собственных торговых марок и продукции в экономичной упаковке. В 2021 году "Магнит" планирует расширить сеть дискаунтеров до 100 магазинов.
Ритейл