«Утконос» создаст сеть вендинговых аппаратов
Онлайн-гипермаркет «Утконос» планирует продавать готовые блюда через микромаркеты (разновидность вендинговых аппаратов), сообщил «Ведомостям» директор по развитию компании Михаил Часовников.
По его словам, на первом этапе «Утконос» установит восемь таких автоматов в бизнес-центрах и на территории жилых комплексов Москвы. Если эксперимент будет успешным, «Утконос» готов увеличить сеть до 100 и более точек, сказал Часовников.
«Утконос» принадлежит компании «Новый импульс — 50», которой владеет «Севергрупп» Алексея Мордашова. По данным Data Insight за 2020 год, «Утконос» занимает восьмое место среди онлайн-магазинов с долей 5,8%. Продажи компании по итогам прошлого года составили 16,4 млрд руб., чистый убыток — 3,9 млрд руб.
До 2013 года «Утконос» развивал также офлайн-магазины, но из-за изменения бизнес-модели отказался от них. В 2020 году онлайн-ретийлер объединил закупки товаров с «Лентой» (также принадлежит Мордашову), в результате компания смогла добиться снижения цены на продукцию у поставщиков и у нее появилось больше возможностей для развития разных проектов, сказал в беседе с изданием гендиректор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров.
Он отметил, что во время пандемии COVID-19 многие крупные ритейлеры перешли в онлайн и конкуренция за оперативную доставку товаров потребителям выросла, поэтому «Утконос» пересмотрел свою стратегию в пользу новых быстрых форматов — например, «Утконос мини», который предлагает доставку от двух часов, и постаматы для самовывоза. Логично, что следующим шагом стали микромаркеты, сказал аналитик.
В то же время формат продаж товаров через вендинговые аппараты пока слабо развит у крупных российских ритейлеров, пишет издание. По словам Бурмистрова, пока микромаркеты есть только у «Вкусвилла» (200 точек) и «Азбуки вкуса» (8 точек).
Это направление появилось в России лишь в 2019 году, сказал в беседе с изданием президент крупнейшего оператора вендинговой торговли Uvenco Борис Белоцерковский. Однако сейчас им заинтересовались многие компании, и рынок быстро растет, отметил он.
У «Азбуки вкуса» микромаркеты в основном стоят в бизнес-центрах, сказал «Ведомостям» вице-президент ритейлера по электронной коммерции Дмитрий Лебедев. Раньше их устанавливали и в жилых комплексах, но после отмены самоизоляции спрос на товары в них снизился, объяснил он.
У X5 Retail Group (управляет сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») и «Магнита» микромаркетов пока нет, но, по словам их представителей, «они могут появиться в перспективе». Так, «Магнит» уже начал тестировать формат мини-магазинов — так называемых киосков — и планирует использовать в будущем вендинговые аппараты, сообщил изданию представитель компании.
Ритейл