компоненты

Х5 хочет занять 15-20% на российском рынке онлайн-торговли продуктами питания


X5 Retail (MOEX: FIVE) Group планирует занять долю в 15-20% на рынке онлайн-торговли продуктами питания в России в 2024 году, сообщается в презентации ритейлера.

"Это (онлайн-продажи - ИФ) не какое-то отдельное направление, не факультатив - это часть нашего core-бизнеса, который мы выстраиваем вокруг нашего основного CVP торговых сетей. В среднесрочной перспективе ориентируемся на 15-20% этого рынка. Мы понимаем, из каких активов это сложится, и планируем такой ориентир в нашей стратегии", - сказал директор по стратегии Х5 Владимир Салахутдинов в среду.

Х5 начала инвестировать в развитие онлайн-продаж в 2017 году, запустив интернет-магазин Perekrestok.ru. В 2019 году ритейлер запустил сервис экспресс-доставки из магазинов "у дома" "Пятерочка", в 2020 году - из супермаркетов "Перекресток".

За все это время Х5 инвестировала в развитие онлайн-продаж около 3 млрд рублей, сообщила финансовый директор компании Светлана Демяшкевич.
По данным InfoLine, на которые Х5 ссылается в своей презентации, по итогам 2019 года рынок онлайн-торговли продуктами питания в России составлял 42 млрд рублей. Более половины рынка - 57% - занимали онлайн-гипермаркеты, такие как Perekrestok.ru, "Утконос", онлайн-магазины ритейлеров "Ашан", "О`Кей", "Азбука вкуса" и др. На сегмент экспресс-доставки, где конкурентами Х5 являются "Яндекс.Лавка", "Самокат", "Ленточка" (сервис ритейлера "Лента"), приходилось всего 2%. По 12% рынка приходится на сервисы доставки (iGooods, "Сбермаркет", Savetime) и маркетплейсы (Ozon, "Беру", Goods, Wildberries).

В 2020 году, по оценке InfoLine, на которую ссылается Х5, российский рынок e-grocery вырастет до 121 млрд рублей, в 2023 году - до 510 млрд рублей, а в 2024 году - до 716 млрд рублей. Доля экспресс-доставки в 2024 году вырастет до 27%, сегмент онлайн-гипермаркетов сократится до 34%, но останется крупнейшим.

БОРЬБА ЗА ПЕРВОЕ МЕСТО

Ограничения и опасения, связанные с коронавирусом, спровоцировали взрывной рост спроса на такие услуги, говорил ранее гендиректор Х5 Игорь Шехтерман. В ответ X5 расширила географию экспресс-доставки из магазинов "Пятерочка", запустила сервис экспресс-доставки из супермаркетов "Перекресток". Кроме того, в апреле компания досрочно открыла новый dark store (магазин-склад для обслуживания онлайн-заказов) для Perekrestok.ru.

По итогам апреля Х5 заняла первое место на российском рынке e-grocery с учетом совокупных продаж через Perekrestok.ru и платформу экспресс-доставки, объявила компания ранее.

По данным InfoLine из презентации Х5, в апреле онлайн-продажи ритейлера составили 1,7 млрд рублей (рост составлял 4,7 раза по сравнению с показателем за апрель 2019 года, сообщала Х5). В том числе выручка Perekrestok.ru выросла в 3,3 раза, до 1,043 млрд рублей.

Второе место занимает "Утконос" (1,65 млрд рублей), чье лидерство на рынке e-grocery не мог никто оспорить фактически с момента его основания. За ним следуют "Сбермаркет" (1,51 млрд рублей), Ozon (1,06 млрд рублей в сегменте продуктов питания), iGooods (1 млрд рублей), "Яндекс.Лавка" (0,9 млрд рублей) и "Самокат" (0,85 млрд рублей).

В 2024 году онлайн-выручка Х5 может вырасти до 140 млрд рублей, следует из ее прогноза.

МАСШТАБ БИЗНЕСА

Но какая доля будет приходиться на онлайн-продажи в структуре общей выручки Х5, ритейлер прогнозировать пока не берется.

"Сейчас мы как раз находимся в стадии формализации нашей новой стратегии и рассматриваем различные сценарии, поэтому сейчас пока мы, наверное, не будем давать цифру, как это может быть. Но если говорить о тех ориентирах, которые есть на сегодня, я могу сказать, что в апреле только по Москве, где у нас наиболее активно развиваются цифровые бизнесы, эта доля уже составила порядка 2%", - сказал Салахутдинов.

Если брать показатели отдельных магазинов, на базе которых осуществляется экспресс-доставка, есть много примеров, когда объем их онлайн-продаж приближается к 30% от общей выручки, добавил он.

По словам управляющего директора Perekrestok.ru Леонида Довладбегяна, по данным на 19 мая, на долю онлайн-супермаркета пришлось 8% от бизнеса "Перекрестка" в Москве и 10% - в Санкт-Петербурге.

"Поэтому сейчас мы все эти цифры внимательно смотрим, и в ближайшее время определим нашу долгосрочную амбицию", - отметил директор по стратегии Х5.

В конце апреля CEO X5 Шехтерман заявил, что компания готовит новую стратегию развития - с учетом меняющихся предпочтений потребителей и роста популярности сервисов доставки продуктов, спрос на которые вырос во время локдауна.

Согласно стратегии, которую Х5 представила на Дне инвестора в прошлом году, в 2029 году около 20% выручки должен обеспечивать компании ее новый бизнес: онлайн-магазин Perekrestok.ru, экспресс-доставка, сервис 5Post (подразделение, развивающее услуги доставки заказов из сторонних интернет-магазинов в постаматы в магазинах Х5) и другие, еще не запущенные проекты. До половины выручки Х5 хочет получать за счет цифровых каналов (например, персонализированных промо-предложений).

"Наша амбиция - 20% от выручки от новых бизнесов через 10 лет, мы говорили об этом в прошлом году. Эти ориентиры мы пока не снимаем, поэтому, наверное, ориентировочно порядка 10% (выручки) от новых бизнесов через пять лет. Нам кажется, с существующим сейчас темпом ускорения, это может быть вполне реалистично. Мы все эти вещи сейчас будем дорабатывать и озвучивать отдельно", - заявила CFO Х5 Демяшкевич.

В рамках десятилетней стратегии компания готовит модель развития на пять лет, в которую закладывает и развитие цифровых каналов продаж.

СКОЛЬКО СТОИТ

Объем инвестиций в развитие онлайн-каналов Х5 не называет. "Конкретную цифру мы сейчас не назовем: ситуация меняется, и рынок меняется, и конкурентная среда, это постоянный процесс настраивания модели", - пояснила Демяшкевич.

"У нас есть рамки-ограничители, в которых мы живем и пока их тоже не планируем менять. Это уровень долга, он у нас планируется на уровне не более 2,0 (соотношение чистого долга к EBITDA - ИФ), целевой - 1,8. Это возврат на инвестиции (IRR - ИФ) - как минимум возврат на инвестиции мы не хотим снижать, а в идеале (хотим) повышать. Поэтому у нас минимальный уровень требуемого возврата по новому бизнесу остается на том же уровне 19%. Дальше у нас есть требование по выходу на прибыльные операции, на положительную EBITDA через три года. И при этом мы, конечно, не забываем, что мы планируем продолжать платить дивиденды, и абсолютную сумму мы увеличиваем каждый год, при том, что у нас остается очень комфортный уровень долга и остается возможность как развивать новый бизнес, так и инвестировать в digital-трансформацию", - отметила она.

По ее словам, основные вложения в CAPEX на развитие онлайн-продаж приходятся на Perekrestok.ru. Капзатраты на открытие одного dark store составляют около 600 млн рублей, в зависимости от количества SKU. Основные инвестиции в этом году уже сделаны (в открытие dark store в апреле - 500 млн рублей, а также в открытие нового dark store в Нижнем Новгороде, запланированное на конец мая).

"Поэтому в бюджете на 2020 год никаких существенных супер-инвестиций даже и не было запланировано <...> С другой стороны, очень успешное пока развитие, и для нас этот сегмент интересный. Как вы понимаете, для нашего уровня CAPEX, который был проинвестирован (в развитие онлайн-продаж - ИФ), порядка 3 млрд рублей за три года - это не такие большие деньги, совсем. Я напомню, что у нас в прошлом году, например, общий CAPEX был 81 млрд рублей", - сказала финансовый директор Х5.

В презентации ритейлера, которая была опубликована в апреле, сообщалось, что капзатраты на развитие онлайн-магазина Perekrestok.ru в 2020-2023 годах составят до 10 млрд рублей, в экспресс-доставку - 1 млрд рублей.

КОГДА СТАНЕТ ПРИБЫЛЬНЫМ

Х5 не стала бы развивать онлайн-продажи, если бы не была уверена, что эти проекты станут прибыльными, сказал директор по стратегии компании Салахутдинов.

Согласно планам ритейлера, Perekrestok.ru выйдет на положительный уровень EBITDA в 2021 году.

По оценке InfoLine, которую приводит Х5, сегмент онлайн-гипермаркетов вырастет в 10 раз - до 243 млрд рублей в 2024 году с 24 млрд рублей в 2019 году. Perekrestok.ru хочет занять 25% рынка к 2024 году.

Цель для проекта экспресс-доставки из магазинов "Пятерочка" - выйти на положительный уровень EBITDA в течение трех лет после запуска. Целевая доля рынка для Х5 в этом сегменте - 30% в 2024 году. Объем этого сегмента оценивается в 194 млрд рублей (1 млрд рублей в 2019 году).

X5 Retail Group - крупнейший в России ритейлер по объему продаж. На конец марта группа объединяла 16 658 магазинов, включая 15 739 магазинов "у дома" "Пятерочка", 846 супермаркетов "Перекресток" и 73 гипермаркета "Карусель". В I квартале выручка Х5 выросла на 15,6%, до 468,994 млрд рублей.
 

1590046718
Источник: "Интерфакс"

Ритейл

2512 просмотров

Также рекомендуем:


Молочные заводы
Молочные заводы
Мустанг Телята 30окт
кизельман-март-24
Нов 5 мин еженедельно

19 сессии
Inter FOOD 1 ноября
КАДРЫ
Кузбасс 25.10
Подпишитесь на нашу рассылку
МОЛОКО 2

эконива КРС

Аналитический центр Milknews
agroworld 1 ноября
Молочные заводы
agroworld 1 ноября
Молочные заводы