Эконива семена

Производителей и импортеров упаковки могут обязать перерабатывать 100% от реализованной продукции


Производителей и импортеров всех видов упаковки, масел и элементов питания хотят обязать уже со следующего года перерабатывать 100% от реализованной продукции. Такое предложение содержится в проекте Минприроды, который оказался в распоряжении “Ъ”. Участники рынка заявляют, что такой процент в принципе невозможен, поэтому компании будут вынуждены вместо переработки платить экологический сбор, который в конечном итоге ляжет на потребителей.

Как выяснил “Ъ”, подготовленная Минприроды последняя версия реформы института расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки (РОП) предполагает введение полной утилизации для всех видов упаковки масел и элементов питания. Также проект предлагает поэтапное увеличение норматива утилизации до 100% и по другим видам товаров. Хотя еще в декабре 2019 года глава ведомства Дмитрий Кобылкин заверял, что «революционно поднимать процент утилизации до 100» не планирует.

Сейчас тару, бумагу, шины, одежду, электронику и другие товары нужно утилизировать (речь идет об объеме от 5% до 35% продукции) либо платить за них экологический сбор. Реформу системы утилизации Минприроды РФ анонсировало еще в прошлом году: за счет повышения нормативов ведомство надеялось увеличить собираемость экосбора с 2,2 млрд (2018 год) до 136 млрд руб. ежегодно. Но тогда предложения ведомства резко раскритиковали не только участники рынка, но и Минфин, Минпромторг, Минэкономики и ФАС (см. “Ъ” от 16 октября 2019 года).

Как следует из проекта, практически единственное, что удалось «выторговать» бизнесу у Минприроды,— право самостоятельно собирать и утилизировать мусор через специальные ассоциации (требования к ним потом установит правительство). Помимо этого у компаний останется возможность утилизировать отходы на собственных мощностях или платить экологический сбор. Его администрирование по-прежнему предлагается возложить на ФНС, а распоряжаться собранными средствами, как и предполагалось в начальной версии, будет госкомпания «Российский экологический оператор» (РЭО) через специально созданный фонд (именно против этого возражал Минфин). Также Минприроды не отказалось от введения льгот по НДС для заготовителей вторичных ресурсов и дополнительной льготы НДФЛ для граждан, которые получают доходы от их сдачи.

Среди других новаций проекта — создание публичных реестров производителей и импортеров, заготовителей и утилизаторов, а также мусоросортировочных станций. Кроме того, концепция предполагает увеличение штрафов для тех, кто уклоняется от утилизации отходов. Собеседник, близкий к Минприроды, утверждает, что речь идет об экологическом сборе в двойном размере. «Меры ответственности» предусмотрены и для РЭО — в случае недостижения нормативов утилизации товаров и упаковки, за которые бизнес уплатил экологический сбор.

Также Минприроды предлагает возложить обязанность по утилизации упаковки именно на ее непосредственных производителей. Норматив при этом, напомним, предполагается довести до 100%. Такой процент упаковки технически невозможно утилизировать хотя бы потому, что некоторый пластик не перерабатывается в принципе, говорит Любовь Меланевская из ассоциации «РусПЭК» (объединяет Coca-Cola HBC, Pepsico Holdings, Procter & Gamble, Tetra Pak). В ассоциации оценивают самостоятельную утилизацию упаковки в 2019 году на уровне 8%. В Tetra Pak считают, что необходимо сначала создать реально работающую систему раздельного сбора на всей территории России. Если повысить норматив до 100% при существующей системе обращения с отходами, то это приведет к инфляции товаров, так как текущая инфраструктура не способна обеспечить самостоятельное выполнение РОП в полном объеме. В итоге производители будут вынуждены платить экосбор, который потом ляжет на плечи потребителей, предупреждают в Tetra Pak. Об этом же заявляли в Минэкономики.

Собрать и переработать 100% батареек (сейчас примерно 20% от реализации) в нынешних условиях невозможно, уверен представитель Ассоциации торговых компаний и производителей электробытовой и компьютерной техники РАТЭК (объединяет Apple, Samsung, Sony и др.) Антон Гуськов: «В итоге все компании будут вынуждены платить экологический сбор, однако проблема никуда не денется, и батарейки окажутся на полигонах». По его словам, в Европе норматив утилизации составляет около 45%, и даже его достигают не все страны. Для бизнеса это станет оборотным налогом, а потребителю грозит повышением цен, говорит господин Гуськов: «Рост цен в среднем по рынку составит 11%, но больше всего подорожают самые дешевые батарейки — на 25%». А действующая система сбора батареек перестанет поддерживаться бизнесом, что приведет и к финансовым потерям, и к ухудшению экологической ситуации.

По словам госпожи Меланевской, сейчас в России только 1% всех компаний утилизирует отходы от своих товаров: это связано как с нежеланием нести дополнительные затраты, так и с тем, что не все производители в курсе такой обязанности. В итоге эти 100% упадут как финансовая нагрузка на тех, кто вышел из тени, сетует она. Увеличение себестоимости производства единицы продукции произойдет довольно существенное, от 0,3% до 2%, отмечают в «РусПЭК». Зампред комитета по экологии «Деловой России» Наталья Беляева соглашается, что нагрузка может лечь именно на крупный бизнес: «У Росреестра физически нет ресурса найти всех юрлиц, кто должен подавать декларацию о выпущенных товарах и отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов». Но она поддерживает стопроцентный норматив для упаковки, поскольку у нее самый короткий «жизненный цикл».

В пресс-службах Duracell, «Роснефти», ЛУКОЙЛа и «Газпромнефти» не ответили на просьбу “Ъ” прокомментировать инициативу Минприроды. В самом ведомстве введение полной утилизации для упаковки объясняют в первую очередь востребованностью этой фракции со стороны перерабатывающих предприятий, а также простоту ее утилизации и сбора. При этом в Минприроды уверяют, что к росту цен предложения не приведут.

По словам источника “Ъ” в Минприроды, ведомство еще не передало концепцию правительству — проект поручено внести до 25 февраля, а утвердить до 31 марта 2020 года.

Источник: "Коммерсантъ"

упаковка

859 просмотров

Также рекомендуем:


MN НА ЮТЮБ

Комментарии
extenso
Очистка
Кофе 13 марта

Господдержка
MAP 17 мая
Подпишитесь на нашу рассылку
Artem


Аналитический центр Milknews
Сочи Продукты 28 марта
Напитки Сочи 28 марта
Сочи Продукты 28 марта
Напитки Сочи 28 марта