компоненты

Вардан Атасунц Будущее - за рецептурным многокомпонентным моющим средством


В 2019 году начал действовать Национальный проект «Экология», рассчитанный на период до 2024 года. Он нацелен на эффективное обращение с отходами и кардинальное снижение уровня загрязнения. Перерабатывающая промышленность последние годы уже ощутила на себе изменение отношения государства к экологическим требованиям и нормам. Milknews поговорил с генеральным директором и соучредителем компании по производству экологически безопасных моющих средств BioSafe Chemicals Варданом Атасунцем про то, как меняется рынок производственной санитарии и чем молочники отличаются от производителей пива.


Milknews: Со стороны государства кардинально изменилось отношение к вопросу экологии. Как это на вас отразилось?

Вардан Атасунц: Экология действительно вышла на первый план. Раньше такого не было, и многим предприятиям проще было штраф заплатить, чем следовать предписаниям и нормам. Сегодня это отношение стало кардинально меняться, и у нас со многими отраслями начало налаживаться взаимодействие. Молочная отрасль, конечно, консервативная сама по себе, и все еще с трудом идет на конструктивный диалог. Возможно, одной из основных причин является дефицит кадров. В силу этого возникает сверхнагрузка на технологов, на персонал. Они уже пресыщены информацией. Нет времени на тесты, на внедрение новых каких-то рецептур, технологий.

Но у нас есть много примеров, когда в первый звонок люди говорят: “Нам ничего не надо, у нас все хорошо”, а на второй “спасибо большое за вашу настойчивость”, когда они видят наш подход. Например, мы вводим общий индекс безопасности Total Safety Index (TSI), который включает в себя пищевую безопасность, экологическую безопасность, безопасность персонала и оборудования. На основании этого внутри предприятия вводится балльная система. Мы работали с Carlsberg и внедряли такую программу, тогда это называли “микробиологический индекс”, оценивали производство только с точки зрения микробиологии. Но я бы не останавливался только на микробиологии. Когда ты подбираешь моющие и дезинфицирующие вещества, ты должен думать еще и о сохранности дорогостоящего оборудования, здоровье персонала и окружающей среде.

Milknews: Как вы пришли к этой системе и что производите?

Вардан Атасунц: По образованию я технолог бродильных производств и виноделия, заканчивал Московский государственный университет пищевых производств, кафедру биокатализа и промышленной ферментации. Химия у меня пошла на “отлично”, и я понимал, что именно с ней я хочу связывать свое будущее. Дело доходило даже до того, что профессора из всего потока сначала проверяли мои знания, удостоверялись, что я знаком с материалом, а потом говорили: «Вардан принимает у всего потока», и уходили по своим делам. У меня было огромное желание связать свою судьбу с институтом, но одновременно я чувствовал другое призвание. После того, как я получил опыт работы в отечественной компании, которая занималась именно санитарией и гигиеной, и в немецкой компании, где я уже получил доступ к знаниям и новейшим технологиям, мне естественно захотелось создать что-то свое. Так я пришел к проекту BioSafe Chemicals.

Естественно, перенимая опыт немецкой школы, в первую очередь мы сделали ставку на экологическую безопасность. Я постарался не просто скопировать успешные продукты, а сделать упор на экологию и спроецировать это на российскую действительность. На данный момент я по сей день сижу на двух стульях - работаю с той же немецкой компанией и реализую свой проект BioSafe. Есть разные клиенты, в том числе транснациональные, и политика все-таки разная. Работа с двумя компаниями позволяет нам быть более гибкими.

Milknews: А продукт отличается?

Вардан Атасунц: Продукт идентичен, просто в одном случае на этикетке написано А, в другом - В. Один импортный, а другой производится здесь по западной технологии. Некоторые продукты мы улучшили, потому что нет предела совершенству, если ты профессионал в своем деле, и ты не теоретик, а эмпирик, ты практик, ты в поле, то ты начинаешь дорабатывать с учетом национальной специфики.

Допустим, немецкие специалисты лишний раз слова не произнесут, если вы не заплатите за консультацию. Он говорит: «Я профессионал, вы меня позвали сюда, оплачивайте услуги и начинаем диалог». Наш российский клиент желает услышать все бесплатно. У нас позиция такая: пусть даже эти знания достались нам с опытом и мы за это заплатили, но наш клиент хочет эти знания получить в виде сервиса, при этом он ждет, что такая услуга будет вписываться в их бюджет.

Milknews: Кто ваши самые крупные клиенты?

Вардан Атасунц: Мы работаем на одном из свинокомплексов «Мираторга», где мы внедрили два продукта, в том числе неополаскиваемый дезинфектант, который позволяет серьезно экономить воду и исключить риск  вторичного инфицирования.

У нас есть большой клиент - это «Сады Придонья», мы этим проектом очень гордимся, потому что мы пришли и доказали, что каустическая сода и азотная кислота - это не только опасно для персонала, оборудования, экологии, но и дорого. Снижающийся спрос и растущие издержки бизнеса превращают маржинальность в мизерную. Двадцать лет назад, когда я пришел вот в этот сегмент, 1кг щелочи стоил 5 рублей, моющее можно было продать за 100 рублей. Это был высокомаржинальный бизнес. На сегодняшний момент щелочь стоит минимум 50 рублей, а рынок просит что-то за 40 рублей. “Сады Придонья” экономию заметили за счет того, что им пришлось реже менять ремкомплекты, потому наша химия не такая агрессивная, но при этом моет. 

Milknews: В каких основных отраслях вы работаете?

Вардан Атасунц: Пивовары сейчас у нас забирают 90% продукции. Для молочников мы пока молодые, они нас пока не знают, присматриваются. Но у нас уже есть результат: “Пензенский молочный комбинат”, “Азбука сыра” - Казань, “Белинский сырзавод” - Хохланд. Очень активно ведем сейчас работу с несколькими предприятиями - членами Союзмолоко, так как сами входим в это объединение.

 В целом на молочную промышленность приходится около 2%, на мясокомбинаты - еще 2-3%.

Работаем немного с клининговыми компаниями - процентов пять от нашего объема. У нас есть позитивный опыт работы с Московским метрополитеном, в 2016 году BioSafe выиграл тендер на поставку моющих средств.

У нас есть очень интересный проект с РЖД, хоть и непрофильный, но он по сей день действующий. Есть промывочно-пропарочная станция в Челябинской области, это что-то вроде автомоек для вагонов-цистерн, которые перевозят светлые и темные нефтепродукты. РЖД поставили нам задачу сконструировать такую мойку, где раствор после того, как вагон вымыт, возвращается обратно в систему и при дополнительной коррекции используется многократно, а до этого все сливалось – это же какая нагрузка на экологию! Это принцип работы стандартной СIP-системы. В какой-то момент раствор так загрязняется, что ты должен слить в любом случае, но по крайне мере ты месяц работаешь этим раствором, не сразу сбрасываешь. После многократного использования такой раствор идет на центрифугу, или сепаратор, так мы называем, жидкая фаза отделяется от твердой, жидкая возвращается после фильтрации обратно в мойку, а твердая - сжигается в котельной. Это уникальное решение, сейчас они моют вагоны «Трансойла», и «Трансойл» заинтересовался этой технологией.

Milknews: Вы делаете продукцию и для хозяйственных нужд. Это большой объем?

Вардан Атасунц: У нас есть и прачечные, которые закупают нашу химию для чистки сложных участков, также мы выпускаем средства для дома, но это хобби. Моя жена оказалась аллергиком, и обычные средства вызывали у нее раздражение и кашель. И она просто передо мной поставила задачу сделать гипоаллергенное средство. Сейчас его распространение работает через клубы здорового питания, сторонников здорового образа жизни, аллергиков.

Но нас, конечно, на всех не хватает. Когда я 20 лет назад пришел в отечественную компанию и там начинал в качестве технолога, 55 человек производили 100 тонн моющих средств в ассортименте. Сейчас 12 человек производят 250 тонн в месяц. Хотя у нас от момента поступления заявки до удовлетворения клиента проходит максимум три дня, но уже сейчас появляется очередь. Поэтому мы приняли решение о расширении. Сейчас мы нашли землю для строительства нового проекта в Чеховском районе Московской области, ждем межевания.

Milknews: Кто основные конкуренты в этой отрасли?

Вардан Атасунц: На сегодняшний момент мы являемся одним из пяти производителей в нашей стране, кто занимается выпуском надуксусной кислоты, ее иногда называют перуксусная, пероксиуксусная кислота. Это экологически безопасное средство, которое немцы активно начали использовать для дезинфекции  еще в 1970-х годах.

Мы с своим продуктом зашли на рынок три года назад, но он оказался качественнее тех, что уже были на рынке, о чем у нас есть заключение Научно-исследовательского института дезинфектологии Роспотребнадзора. Наше средство изготавливается из пищевой уксусной кислоты, которая считается регулятором кислотности Е260 и в качестве пищи применяется в маринадах, соусах, кетчупах. Второй основной компонент – это пищевая асептическая перекись водорода, которая используется без ополаскивания при асептическом розливе . Еще два компонента - дистиллированная вода и стабилизатор. Стабилизатор в рецептуру вводится в минимальных количествах и тоже имеет пищевой статус. Получается, что при асептическом розливе перед тем, как в тару зальется продукт, идет впрыск вот этой перекиси, а затем без смыва водой идет продукт. Мы в нашей стране первые добились этого результата. Приставка «Био» - это не просто пиар обычный, это на самом деле дань экологии. Основная наша цель - проявлять высокий уровень социальной ответственности, чтобы люди не забывали, что просто смывая отходы химией, они не решают проблему загрязнения. Мы закладываем фундамент для будущих поколений.

Так как у меня образование больше связано с пивоварением и виноделием, то естественно в первую очередь я начал внедрять наши продукты в этом сегменте, и поэтому именно в нем мы сегодня хорошо представлены. Яркий пример, это АО МПБК “Очаково”, который производит широкий спектр продукции - квас, соки, пиво, вина, коньяки, воду, лимонады. Они работали очень долго с иностранной компанией, но мы выиграли тендер, и уже на протяжении пяти лет работаем с ними. Конечно, было очень сложно, потому что технологи на предприятиях привыкли к действующему поставщику, но мы развиваемся, и “Очаково” на сегодняшний момент флагман, пионер по внедрению экологически безопасной мойки и дезинфекции вообще в нашей стране.

Сегодня многие компании проводят тендеры, что я считаю, приводит к негативным последствиям, когда совсем не учитывается состав. Многие предприятия сознательно не указывают часть использованных компонентов, при этом они вводят компанию-заказчика в заблуждение, но выигрывают заказы.

Milknews: В сфере дезинфицирующих моющих средств тоже есть такая проблема?

Вардан Атасунц: Эта проблема есть абсолютно везде. Приведу пример. Мы стали пятым производителем в стране надуксусной кислоты. Оказалось, что все предыдущие четыре производителя делают надуксусную кислоту каталитическим способом - быстрым. В качестве катализатора они используют серную кислоту, но потребитель об этом не знает, на этикетке в составе нет слова “серная кислота”, в технологической инструкции нет. Ее найти абсолютно легко, есть качественные реакции на серную кислота: берется хлорид бария, добавляется, выпадет осадок, значит серная есть. Я не говорю, что те производители, которые делают с серной, они делают неправильно, ни в коем случае. Просто ее нужно смывать. Кроме того, если ты применяешь это в своей рецептуре, будь добр, укажи это в своей инструкции и на этикетке, чтобы потребитель был в курсе.

Наш способ производства более трудоемкий, и с точки зрения бизнеса получается более затратный - надо ждать созревания две-три недели. Но это позволило нам получить прекрасное конкурентное преимущество. Эта рецептура была приобретена у немецких партнеров.

Milknews: А у них вообще на рынке нет таких продуктов с серной кислотой и это только наша специфика? Или во всем мире есть и то, и другое?

Вардан Атасунц: Это только наша специфика - нужно быстрее. Когда я рассказал про наш рынок, немецкий специалист у виска покрутил. У них серная кислота запрещена в пищевой промышленности.

Мы поняли, что немецкая технология более экологичная, приобрели ее и усовершенствовали и вывели в правовое поле. Ледяная уксусная кислота 99,9% считается прекурсором - веществом для синтеза наркотических веществ, и этот рынок контролируется силовыми структурами. У меня же цистерна с ледянкой выезжает с завода на специальную площадку, где партнеры делают 70% раствор этой кислоты с дистиллированной водой. Это уже считается пищевым ингредиентом.

Пищевая ледяная кислота у нас в стране производится одним заводом - монополистом “Невинномысский Азот”. Мы полгода вели переговоры о том, чтобы заключить с ними прямой договор, так как с нашими объемам они работают всегда через дистрибьюторов, а мы при такой схеме станем неконкурентоспособными.

Milknews: А импортировать это невыгодно?

Вардан Атасунц: Нет, абсолютно не выгодно, а потом это не наша политика. У нас принципиальная позиция, то, что мы можем приобретать в России, мы приобретаем в России. Мы отдаем предпочтение российскому продукту, если по качеству он проходит входной контроль. Зато сейчас, когда мы видим результат, они сказали: «Какие молодцы! Мы как раз идем в Федеральную антимонопольную службу, мы покажем, каких результатов мы достигли вместе».

Milknews: А сколько импорта на этом рынке?

Вардан Атасунц: Посчитайте сами. Сколько транснационалов в молочном рынке? Они все работают с иностранными контрагентами, например, с Эколабом и Дайверси. Дело даже не в пошлинах. Во-первых, начнем с того, что психология русского человека такова, что немецкая машина лучше. Вот я отечественный производитель психологически не могу продавать свой товар по цене Мерседеса и априори должен иметь более низкую цену. Во-вторых, главные решения зачастую принимаются не исполнителями, а в штаб-квартирах. Так что здесь, как и на любом другом рынке, непросто пробиться. В-третьих, международные компании помимо продукта могут вкладывать инвестиции, например, ставить на строящийся завод оборудование на 50-100 тыс евро, автоматические пенные мойки, дозирующие системы. Мы не можем себе это позволить. С другой стороны, если честно, хватает и этого рынка.

Milknews: Как в ближайшее время будет меняться рынок?

Вардан Атасунц: Думаю, что каустическая сода и азотная кислота останутся, это классика жанра. Чудес не бывает, есть законы химии, и они будут работать: чтоб удалить органическое загрязнение, нужна щелочная составляющая; чтобы удалить загрязнение минеральное, нужна кислотная составляющая. Никуда от химической природы мы с вами не денемся.

Однако легитимность использования щелочи и азотной кислоты - предмет отдельного диалога. У нас есть письмо от Роспотребнадзора с просьбой разъяснить применение едкого натра, и Роспотребнадзор четко пишет, что необходимо наличие свидетельства государственной регистрации с областью применения «Пищевая перерабатывающая промышленность». На сегодняшний момент парадокс заключается в том, что щелочь тысячами тонн курсирует по стране, и нет этой разрешительной бумаги.

Milknews: У кого она должна быть?

Вардан Атасунц: У поставщика или у производителя. Сейчас все ссылаются на ГОСТы, говорят, что нельзя запретить щелочь - вся пищевая промышленность в стране встанет, потому что 99% все равно работают с щелочью в том или ином виде. Щелочь при этом по классу опасности относится к веществам 2 класса, а вещества 2 класса опасности не имеют права использоваться в пищевой промышленности.

С «Очаково» в этом вопросе мы идем  «step by step», то есть заменили им азотную кислоту, и сейчас в процессе замены щелочи. Мы доказали им с точки зрения экономики, что вам выгодно отказаться от азотной кислоты, которая опасна для персонала отеком легких.

Проснитесь! У нас и так не хватает в стране людей. Человек – это основной ресурс, поэтому проявите ответственность к человеку, все-таки это ваш сотрудник, и между прочим он выполняет самую сложную, самую грязную работу, и заботиться о его здоровье сам бог велел.

Milknews: Если пофантазировать, как вы себе представляете ваш рынок в долгосрочной перспективе - через 50-100 лет?

Вардан Атасунц: У нас век высокого информационного обмена, и, я уверен, многие люди придут к осознанию того, что нужно беречь экологию, и сделают все-таки выбор в пользу профессиональных моющих средств. Вместо средств с щелочью и азотной кислотой будут использовать рецептурное многокомпонентное моющее средство. Это будет революция.

Наука не стоит на месте. Уже появились активные добавки, которые позволяют использовать едкий натр не в 2% концентрации, а в 1,5% при добавлении 0,3% специальной активной добавки на основе перекиси водорода. Раньше ты расходовал 20 тонн щелочи в месяц, а нашего моющего - 10 тонн в месяц. Ты выиграл на логистике, меньше складских помещений нужно для хранения, сэкономил на щелочи и азотной кислоте, подумал о матушке-природе. Удача – это шанс для подготовленного, потому что BioSafe готов, имеет уже решение и он идет сейчас вот в этом направлении, поэтому у нас есть острожный повод к оптимизму в этом плане.

1561455082

5571 просмотр

2 форум
Молочные заводы
Комментарии
2 ФОРУМ
кизельман-март-24
Нов 5 мин еженедельно

Как помогать
Молочные заводы
ТЕЛЕГА
Подпишитесь на нашу рассылку
Нов 5 мин еженедельно

эконива КРС

Аналитический центр Milknews
Дзен
Молочные заводы
Дзен
Молочные заводы