Владимир Гоман, «Дороничи» Стационарный кормовой центр – это снижение человеческого фактора на ферме
Молочное животноводство – одно из приоритетных направлений работы АПХ «Дороничи». О том, как устроена мегаферма холдинга в Немском районе Кировской области, какие технологические решения там применяются, а также в чем преимущества стационарного кормового центра в хозяйстве, в интервью главному редактору Milknews Марии Жебит рассказал заместитель генерального директора по молочному животноводству и растениеводству АПХ «Дороничи» Владимир Гоман.
М. Жебит: Расскажите подробнее о ферме, где мы находимся. Коровы какой породы здесь содержатся?
В. Гоман: Мы находимся в Немском районе Кировской области в структуре агрохолдинга «Дороничи» на мегаферме на 3100 голов. Общее поголовье – 5,5 тысяч голов черно-пестрой породы с голштинизацией.
В комплексе находится два доильных блока: основной зал с двумя европараллелями на 100 мест и малый доильный зал на 28 мест, четыре корпуса для содержания основного стада, двор для сухостойных коров и родильное отделение. Также есть две «деревни» для телят общей численностью 600 голов и дворы для содержания молодняка.
Коровы на ферме - черно-пёстрой породы с голштинизацией. Весь скот внутриобластной: из-за пределов области или из европейских стран мы животных не завозим. Продуктивность – 9300 л на корову в год. На текущий день ферма производит 70 тонн молока в сутки.
М. Жебит: Кому вы поставляете молоко, произведенное на ферме?
В. Гоман: Холдинг работает с двенадцатью контрагентами. Ключевые – это H&N, «Комос Групп», «Сыробогатов», «Азбука сыра», «Экомилк», Оренбургский молочный комбинат. Словом, география широкая. Самое дальнее расстояние, на которое возим молоко, – это Орёл, до него 1380 километров. Наш собственный молочный завод перерабатывает 120 тонн молока.
М. Жебит: В каком году построена ферма?
В. Гоман: Ферму мы начали строить в 2017 году, а в 2018 году уже принимали первые надои.
М. Жебит: На ферме установлено доильное оборудование типа «Параллель». Почему выбрали его, а не «Карусель»?
В. Гоман: На старте мы долго размышляли на эту тему, но в связи с удалённостью объекта от областного центра и технологическими сложностями в работе с «Каруселью» мы приняли решение остаться в доильных залах.
М. Жебит: Не пожалели об этом решении?
В. Гоман: Не пожалели. Единственное, сейчас с учётом проблемы нехватки кадров есть сложности с операторами машинного доения. Это, наверное, единственный фактор, который бы сейчас мог повлиять на наше решение в прошлом. Причем речь именно про «Карусель», а не про робота. Роботы в Кировской области не сильно распространены, поэтому мы тогда о них даже не задумывались. Производителем доильного оборудования является компания GEA.
М. Жебит: Поговорим про комфорт. Какие системы установлены на этом комплексе?
В. Гоман: Вентиляция, система навозоудаления, дельта-скреперы, на всех стойло-местах есть коврики, чесалки, система флэш-флюм, увеличенные светоаэрационные коньки, боковые стенки. У нас достаточно холодный, снежный регион, и для создания комфорта шторы сделали гораздо шире, чем у других наших комплексов. Летом у нас обычно жарко, поэтому первоначально мы не устанавливали вентиляторы, но три года назад в рамках большого инвестиционного проекта на всех наших комплексах мы их поставили. Инвестиции в это составили более 70 млн рублей.
М. Жебит: Как это повлияло на продуктивность?
В. Гоман: Мы оценивали в пике потери молока. В первый год до вентиляторов мы потеряли 25% среднедневного объёма молока. С 300 тонн мы падали до 230-240. В этом году тоже было падение, но всего на 5-10 тонн. И несмотря на то, что летом может долго стоять +40, не сильно ветрено, душно. Но таких, как раньше, потерь молока мы уже не видели.
М. Жебит: Какие принципы работы с генетикой, с воспроизводством вы используете?
В. Гоман: В основном у нас синхронизация, естественная охота. 80% семени поставляет компания «Симекс-Раша», 20% мы покрываем семенем с кировского племобъединения. Это не кировские быки, а канадские, американские, голландские, то есть хорошие. Просто они находятся здесь, на племенной станции «Кировплем».
Если говорить про эту ферму, здесь используется европейское семя компании «Симекс-Раша», а для ферм, на которых показатели еще не приближаются к 9-10 тысячам, пока берем семя попроще.
М. Жебит: Насколько отличается эффективность у «Симекса» и «Кировплема»?
В. Гоман: Честно говоря, это одни и те же быки, одни и те же линии. Племобъединение достаточно сильное, все областные хозяйства-лидеры работают с местным семенем.
М. Жебит: У вас ещё есть привязная ферма. Расскажите о ней.
В. Гоман: Из всего поголовья в 15 тысяч голов комплексы разделяются примерно 50 на 50: привязные и беспривязные. Есть два крупных: ферма, где мы находимся, на 3100 голов и в городе: там ферма на 1800 голов с «Каруселью» на 40 мест. На ферме в посёлке Костино, где стоит «Карусель», продуктивность порядка 9,5 тысяч, она давно функционирует, отработаны все технологические процессы, хороший менеджмент. Она у нас является кузницей кадров и инноваций. Всё, что мы внедряем: схемы кормления, лечения, менеджмента – все опробуем там.
Три года назад на этой площадке прошел Всероссийский конкурс операторов машинного доения и первый конкурс операторов по искусственному осеменению. Много студентов идёт именно оттуда. Там они проходят практику, понимают, что такое работа на ферме, со стадом, и потом уже разъезжаются во многие наши хозяйства.
М. Жебит: С чем ещё вы сейчас экспериментируете?
В. Гоман: На этой ферме сейчас идут эксперименты по выпойке, дренчеванию, синхронизации. Мы уходим от европейских гормонов, пробуем российские. Уже второй год продолжаются опыты: на 90% мы уверены, что в ближайшие 1-2 года перейдем на отечественные, как только получится полностью отсмотреть эту цепочку.
Также экспериментируем с навозоудалением. Полностью поменяли европейские системы на российские. Есть Слободской машинный завод, который делает скреперы и приводные станции. Они, конечно, не такие красивые, но эффективные, и самое главное, в разы отличаются по цене. Мы уже поставили первые приводные станции. То есть эта ферма является стартом для многих внутренних изменений, которые там отрабатываются, а затем масштабируются на все наши хозяйства.
Что касается навозоудаления на ферме, где мы сейчас находимся. Здесь стоят дельта-скреперные установки, система флэш-флюм, 4 лагуны по 15 тысяч, свои системы сепарации навоза, система внесения, шланги до 5 километров, своё звено, которое летом вносит внутрипочвенно жидкую фракцию, потом вокруг засеваем кукурузой.
М. Жебит: Занимаетесь ли вы генотипированием стада?
В. Гоман: Нет, не занимаемся. Мы сейчас активно переходим на сексированное семя. Начинали этот эксперимент также в поселке Костино три года назад, получили отличный результат, хороших нетелей, которых осеменили и получили от них молоко. То есть мы оцениваем эффективность на всем пути.
М. Жебит: Какую кормовую базу вы используете?
В. Гоман: Порядка 12 тысяч га, но у нас ещё есть герефорды, выпасное стадо. Преобладающая травосмесь: клевер, тимофеевка, лядвенец. Но в последние три года в связи с жарким летом мы стали переходить на люцерну, она даёт хороший урожай именно в засушливый период.
Также у нас есть единственный в Кировской области кормовой центр. Он стационарный, израильской компании RMH RUS.
Его философия в том, что кормлением и приготовлением полного рациона занимается один человек – оператор кормового центра. Установлены два стационарных 45-кубовых миксера, а кормление, соблюдение рецептуры находится в одних руках. Стационарно замешиваются монокорма, и с помощью автомобилей «Вольво» раздаются по всем нашим дворам. Эти автомобили оснащены весами, wi-fi-камерами, на каждую группу задаётся определённый объём монокорма, и пока этот объём не будет роздан, машина дальше не проедет или не сможет выехать со двора.
Стационарный кормовой центр – это снижение человеческого фактора. Ребята проходили обучение, они постоянно в контакте с производителями оборудования, мы регулярно обновляем программу по кормлению. С этого кормового центра мы также кормим ещё близлежащие наши хозяйства в радиусе 12 километров.
М. Жебит: Что можете рассказать об инвестициях в производство?
В. Гоман: Если говорить про стартап, то первый объём инвестиций составил тогда порядка 2,5 млрд рублей. Это вместе с техникой, животными и всеми строительно-монтажными работами. Последнее крупное инвестирование сюда – это система вентиляции, плюс, я думаю, что в ближайшие два года мы построим ещё один двор и немного разгрузим сухостой, что позволит на этой ферме производить 80 тонн молока. То есть мы сухостой уберём в отдельный корпус, а на их места поставим дойное стадо и будем доить дополнительно порядка 400 голов.
М. Жебит: Для чего вам племенной репродуктор по герефордам?
В. Гоман: У нас одна тысяча голов маточного стада находится на свободном выпасе. Телята до 8 месяцев выпасаются с матерями, потом их отбивают и ставят на откорм. В основном всех герефордов мы продаём другим компаниям: «Мираторгу», много голов идет в Татарстан, местным заводам по переработке говядины. На наш мясокомбинат мы герефордов не продаём. Если есть покупатель, который готов платить дороже, мы продаём ему. Тем более, что культура потребления Кировской области отличается от Центрального региона, где понимают ценность мраморного мяса и стейков.
1730968773
420 просмотров
Комментарии