Артем Белов Потенциал кооперации для развития экспорта очень высок


Главной темой новой команды Минсельхоза стал экспорт. Развитие внешних поставок было основным вопросом, который обсуждали чиновники и бизнес на прошедшей агропромышленной выставке “Золотая осень-2018”. В ведомстве ожидают, что к 2024 году объемы экспортных поставок вырастут до $45 млрд. Многие участники рынка признают, что достичь таких высоких темпов развития будет непросто. На российском рынке сохраняется много проблем, которые могут препятствовать наращиванию экспорта. Одним из таких вопросов остается фактическое отсутствие в России фермерской кооперации, которая могла бы упростить вопросы логистики и совместного продвижения продуктов на внешних рынках. О том, почему кооперация не развивается в России, и как бы она могла помочь молочной отрасли в развитии экспорта Milknews рассказал исполнительный директор Союзмолоко Артем Белов.

Я скептически отношусь к развитию фермерской кооперации в России по причине низкого уровня договороспобности самих фермеров, а также законодательства, которое не способствует установлению атмосферы доверия в фермерской среде.

Вместе с тем, когда речь заходит об экспорте, мне представляется, что потенциал кооперации высок: есть четкая экономическая основа. Тарифные ограничения, высокая стоимость логистики, специфическая структура потребления – все это негативно влияет на доходность экспортных поставок. В результате, маржа на внутреннем и зарубежных рынках у производителей может быть несопоставима.

При этом нужно учитывать, что масштаб российских компаний – несопоставим с иностранными конкурентами. Этот факт накладывает отпечаток на возможность отечественного бизнеса инвестировать в экспортное направление и обеспечивать конкурентоспособность собственных продуктов. Крупнейшие российские агрохолдинги имеют оборот в десятки раз ниже, чем ведущие мировые компании, с которыми им придется конкурировать на глобальном рынке.

Именно поэтому делить риски и затраты между несколькими компаниями, планирующими выход на тот или иной зарубежный рынок – хорошая идея. Я бы выделил 4 основных направления для такой кооперации: проведения стратегических маркетинговых исследований, формирование общей логистической инфраструктуры, формирование сбалансированного портфеля продуктов для поставок на рынок и, в некоторых случаях, формирование и продвижение совместного бренда на локальном рынке.

Примеры такой кооперации есть и в мире. Например, «кооператив кооперативов» Ornua. Компания была создана для продвижения сливочного масла ирландских производителей на мировом рынке. Сейчас она имеет оборот в несколько миллиардов долларов. Прибыль компании близка к нулю, так как доходы формируются на уровне производителей, которые продают масло через компанию.

Для российского экспорта важную роль будет играть еще один аспект: активная позиция государства в продвижении бренда России как поставщика высококачественного продовольствия. Это необходимое, хотя и не достаточное условия для развития отечественного агроэкспорта.

Перед нами стоит амбициозная задача: нарастить экспорт за 6 лет до 45 млрд долларов. Рост более, чем в 2 раза. И кооперация производителей может сыграть не последнюю роль в успешном достижении этой цели. А дальше, как знать, может и фермеры подтянуться, и законодатели. И появится у нас свое, российское “Валио”.

4521 просмотр

MN В ОК

Комментарии
Александр
А, если зарубежные страны создадут свой санкционный список сельхозпродуктов запрещённых к ввозу из России!?
Артем
От этого никто не застрахован. Однако, надо понимать, что санкционные войны мы ведём со странами-экспортерами, а основной прирост мировой торговли продовольствием будет приходиться на страны ЮВА, MENA, прочие. Отношения с ними прогнозируемые
Для добавления комментариев вам необходимо авторизоваться
0 -
extenso
13 съезд союзмолоко
где маржа 10.02
ВИДЕО 5 мин
Упаковка до 28.01
ТЕЛЕГА
МО 2021
ЮТЮБ
Подпишитесь на нашу рассылку
Новое Будущее


Аналитический центр Milknews
АГРО САММИТ 17 февраля
АГРОС 27 января
АГРО САММИТ 17 февраля
АГРОС 27 января