компоненты

Дмитрий Матвеев, «Кабош» Отрасли придется серьезно пересматривать инвестиционные программы


Сложная ситуация, в которой оказалась российская экономика из-за санкционного давления, не могла не сказаться на работе ведущих предприятий молочной отрасли. О том, с какими результатами завершился прошлый год, что будет с намеченными инвестпроектами, а также насколько эффективно государство поддерживает сектор, Milknews поговорил с генеральным директором ГК «Кабош» Дмитрием Матвеевым.

Milknews: Какие финансовые и операционные результаты вы получили по итогам 2021 года? Снизилась или выросла доходность компании за этот период?

Д. Матвеев: По сравнению с 2020 годом в прошлом году мы получили серьезно отрицательные результаты – упали в доходности и по животноводству, и по переработке молока. Потеряли не 2-3%, а сотни миллионов рублей.

Связано это с очень высоким ростом цен на все составляющие себестоимости. Если говорить про производство молока, то это корма, запчасти, техника, всё, что связано с импортом. Некоторые корма подорожали в два раза и в рублевом, и в валютном эквиваленте.

То же самое произошло и в переработке молока – мы ощутили рост себестоимости минимум на 50-60%. Это, как я понимаю, связано и с пандемией, и с разрывом цепочек поставок, и с ростом цен.

При этом мы не могли также категорично поднимать цены на свою продукцию, как поднимали их все наши поставщики. И тут есть несколько причин: первое – мы понимаем, что покупательская способность к этому не готова. Второе – сети никогда бы не дали нам поднять так цены. Третье – наши товары относятся к социально значимым, поэтому к нам очень пристальное внимание со стороны государства.

Хотя, если мы говорим про молоко или кефир – это и правда социально значимые товары. Другое дело – сыры. Мне кажется в ситуации, когда идет резкое повышение себестоимости, надеяться на то, что на рынке наши товары заменятся белорусскими, мне кажется, не совсем правильно. Потому что у нас же все-таки свое государство, мы должны думать об интересах наших граждан и нашего бизнеса. И если бы нам направляли столько же субсидий, сколько направляют в Беларусь, мы бы точно по ценам были бы более гибкими.

Мне кажется, что в данной ситуации перекладывать все социальные проблемы на бизнес – не совсем правильно. Я уверен, что эти проблемы должны быть общие: как бизнеса, так и государства. Я нисколько не отделяю себя и нашу компанию от государства, но когда мы работаем и у нас все хорошо, государство же получает с нас налоги, то есть мы вместе с ним? По идее мы должны быть вместе и когда плохо. В сложной ситуации мы должны совместно эти проблемы решать.

Я не говорю, что все надо переложить на плечи государства. Естественно, бизнес тоже должен участвовать в решении проблем. И мы как могли в прошлом году делали это. Пусть, к сожалению, наших усилий никто не видит, потому что, когда мы не пересматриваем цены, пытаясь как-то за счет собственных ресурсов их сдерживать, это проходит незаметно. И нам даже никто «спасибо» за это не говорит. А когда мы цены начинаем поднимать, то сразу начинают высказывать недовольство в сторону бизнеса.

Milknews: Что будет с инвестпроектами по расширению и модернизации производства в текущей экономической ситуации?

Д. Матвеев: Мы собирались развивать новые виды сыров, не планируя уходить в другие направления. Но думаю, наши планы будут подлежать серьезной корректировке в связи с последними событиями.

Уже сегодня мы ощущаем определенное давление западных лизинговых компаний, которые позавчера еще были готовы к определенным вещам, а сегодня заявили, что не готовы. Поэтому мы будем делать все возможное для того, чтобы дальше развиваться. Но надо понимать, что без инвестиций это невозможно. Я уверен, что политика банков очень сильно ужесточится. Я так думаю, что всем придется серьезно пересматривать свои инвестиционные программы.

Milknews: Как вы оцениваете эффективность мер поддержки молочного животноводства со стороны государства? Достаточно ли их для поддержания и развития эффективности бизнеса?

Д. Матвеев: Могу честно признаться, что мер поддержки, сколько бы их не давали бизнесу, всё равно будет мало. Всегда хочется больше. Но если говорить объективно, дело даже не в суммах, а в прозрачности механизмов поддержки, а также в их долгосрочности.

Сегодня, я считаю, основная проблема связана в первую очередь с отсутствием четких правил игры на рынке. Когда мы привлекаем инвестиции, мы естественно надеемся на субсидирование, например, на литр молока. Но мы не знаем, даже если берем кредит на 15 лет, как в течение 5 лет нам будут платить субсидию, в каком размере.

Всегда говорят о цифрах, которые выделяются. Вот будет выделено 11 млрд руб. Как понять, много это или мало? Если были бы цели, и была бы прописана конкретная поддержка на 15 лет, тогда мы могли бы сказать, что государство планирует, к примеру, выделить в течение 10 лет 250 млрд руб., из которых на субсидии будет потрачено столько-то. Вот это было бы понятно.

Вторая проблема - это то, что государство одинаково подходит к инвесторам и инвестициям в разные регионы. Я считаю, что экономическая, климатическая и земельная составляющая у всех регионов разная. И сравнивать по эффективности, к примеру, молочное животноводство в Краснодарском крае или Ставропольском крае и в Псковской области нельзя. Там разные климатические условия, разные земли.

Почему фермеры, которые работают в Краснодарском крае, должны получать столько же, сколько фермеры, допустим, в Смоленской области? У них разные земельные банки. Я который год об этом говорю, надеясь, что когда-нибудь это услышат в Минсельхозе и будут подходить к выделению поддержки регионам дифференцировано.

Milknews: Будет ли, на ваш взгляд, расти потребление молочной продукции в 2022 году?

Д. Матвеев: Я думаю, что рост небольшой будет. Но он связан не с какими-то ситуационными изменениями, а с тем, что люди так или иначе больше потребляют молочной продукции.

Знаете, если завтра бы во всех телевизорах стали говорить, что, к примеру, выпивая 200 грамм молока в день, дети получают норму кальция, а это влияет на их рост, здоровье, я уверен, что рост потребления был бы очень большой. Но это должен говорить не бизнес, которому в этом плане мало доверия, а государство.

Milknews: Видите ли вы угрозу традиционной категории со стороны растительных аналогов?

Д. Матвеев: Я бы не стал говорить о растительных аналогах, как об угрозе. Мир развивается, и появляются новые виды продуктов, которые начинают завоевывать место на рынке. Это то, против чего бесполезно сопротивляться. Я бы, честно говоря, не раздувал из этого большую проблему.

К растительным аналогам нужно относиться с уважением. Есть категория граждан, которая верит в то, что эти продукты полезные, в то, что они необходимы. Мы же не можем запретить людям в это верить, у нас свобода.

Я уверен в том, что люди все-таки понимают, что молочные продукты детям ничто заменить не может. И я могу сказать, что никакие смеси не заменят женского грудного молока. Никакие смеси не заменят натуральные молочные продукты. Сегодня многие мало задумываются о том, что только натуральные молочные продукты способны развивать иммунную систему. Дам ли я своему ребенку заменители молочных продуктов? Нет, если только для этого нет особой необходимости, к примеру, аллергии. Только натуральные молочные продукты способны давать ребенку те ингредиенты, которые ему нужны, давать иммунную защиту.

Я очень часто посещаю Америку и Европу и могу сказать, что там дети пьют молоко и едят молочные продукты, не побоюсь этого слова, тоннами. И я не вижу там на полках для детей такого разнообразия растительных аналогов. Там все стараются кормить детей натуральными молочными продуктами. Пройдет лет 10, все поймут, что ничего не заменит натуральных молочных продуктов.

Milknews: Как вы оцениваете ситуацию на отечественном рынке сыра – ожидаете ли его консолидации? В каком направлении, на ваш взгляд, будет развиваться отрасль?

Д. Матвеев: Я уверен, что у нас нет другого направления, кроме как укрупнения производства, потому что мы с вами не Швейцария, не Голландия и не Германия, где государством были созданы и запатентованы несколько видов сыров, которые являются, грубо говоря, национальным достоянием. У нас такого нет, мы сами создаем свою историю и свою индустрию. Развитие сыров и этой индустрии возможно только крупными игроками, потому что только они могут позволить себе серьезную маркетинговую поддержку и продвижение.

Поэтому, да, рынок будет развиваться, консолидироваться. Но я не думаю, что это будет в ближайшее время, я говорю про перспективу. Потому что я уверен - сегодня консолидация возможна только теми игроками, которые есть на рынке. Никаких новых игроков я не вижу, тем более сейчас мы вступаем в очень непростое время.

ЕС вводит санкции, подобных которым еще не было. Да, нам тяжело будет, это правда, но им, на самом деле, будет не легче, чем нам. И я даже, наверное, скажу, что может для нашей страны и хорошо, если мы прекратим экспорт нефти и газа. Государство в этой будет ситуации вынуждено больше думать о внутренней экономике. Нам будет сложно сейчас, но, мне кажется, будет легче потом. Мы можем быть более конкурентны на всех рынках, в том числе китайском, индийском, африканском.

Я не питаю иллюзий, что мы будем поставлять сыры в Европу. Я просто не понимаю, зачем. Они могут покупать у нас водку, икру, да, это русский продукт, но сыры им точно не нужны и молочные продукты тоже. А вот такие рынки, как Китай, Африка и страны Персидского залива, для нас очень перспективны, и мы сможем там достойно выступать.

Поэтому я бы не делал трагедию из этих санкций, хотя это плохо, нас год-два точно будет лихорадить, пока не перестроимся. Но ничего страшного, это жизнь, придется подстраиваться.
 

1647430129

4430 просмотров

Также рекомендуем:


MN В ВК
Телеграм MN
Комментарии
подкаст Федоричев
кизельман-март-24
Нов 5 мин еженедельно

ЛЕД
до майских 24
Подпишитесь на нашу рассылку
ЛЕД


Аналитический центр Milknews
Масложир
Дзен
Масложир
Дзен