Лилия Сургучева Региональные ветслужбы справляются с своими обязанностями
Вопросы ветеринарного контроля будут возвращены с регионального на федеральный уровень. Правительству поручено к 25 июля 2018 года внести предложения, реализация которых позволит Россельхознадзору осуществлять контроль (надзор) в области ветеринарии, которые сейчас осуществляют субъекты России.
Milknews попросил президента Ассоциации «Ветбезопасность», доктора биологических наук, Лилию Сургучеву прокомментировать инициативу.
Законодательством предусмотрено осуществление государственного ветеринарного надзора на двух уровнях: федеральный и региональный.
Федеральный ветеринарный надзор в Российской Федерации существует с 1993 года. В настоящее время его осуществляет Россельхознадзором, а также шесть федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба и созданы ветеринарные службы, таможенными органами. До создания Россельхознадзора в 2004 году федеральный надзор осуществлялся зональными управлениями госветнадзора на границе и транспорте.
Полномочия Россельхознадзора в данной сфере очень широки, это надзор в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые ведут деятельность на территории страны. Также в сферу его деятельности входит надзор в отношении подконтрольных товаров, как в пунктах пропуска через границу и местах таможенного оформления, так и при осуществлении надзора за соблюдением требований технических регламентов на территории страны. Россельхознадзор при проведении проверок вправе проводить экспертизы, обследования, расследования, исследования, испытания, ветеринарные, ветеринарно-санитарные и другие мероприятия по контролю.
Региональный государственный ветеринарный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, несущими ответственность за обеспечение эпизоотического благополучия территории субъекта, а также за обеспечение населения безопасными в ветеринарном отношении продуктами.
Федеральные и региональные органы государственной власти в соответствии с конституцией образуют единую систему государственной власти.
Говоря об эффективности существующей системы ветеринарного надзора, необходимо оценивать ситуацию в целом, анализировать не только региональную, но и федеральную составляющую. Например, трансграничные болезни животных (АЧС, нодулярный дерматит и т.д.), представляющие актуальную угрозу, заносятся из иностранных государств. А это сфера компетенции федерального надзора.
По нашему мнению, региональные ветеринарные службы в целом справляются с возложенными обязанностями, иногда даже в условиях недостаточного финансирования и устаревшей материально-технической базы. Акцент необходим на совершенствовании качества регионального надзора.
Полагаем, что любые решения по реформированию существующей системы государственного ветеринарного надзора должны быть просчитаны с точки зрения достижения эффективности результатов. В противном случае существует риск лишения регионов механизмов обеспечения ветеринарной безопасности и нецелесообразного увеличения расходов федерального бюджета.