Илья Жирнов, ГОУСП «Тулома» Производители молока на Севере не могут дать нужного объема сырья


Кризис последних лет сказался на доходности и работе большинства молочных предприятий. И малым хозяйствам, и большим агрохолдингам, чтобы выжить в современных реалиях, приходится придумывать новые стратегии развития. Еще более сложные условия для молочного животноводства - на севере. Одно из самых больших предприятий Мурманской области и единственное - полного цикла - ГОУСП «Тулома». Milknews пообщался с управляющим молочным комплексом Ильей Жирновым и узнал, как компания справляется с экономическими и климатическими трудностями.
 
Milknews: 2021 год стал сложным для молочной отрасли. Высокий рост себестоимости производства и переработки молока вызвал падение доходности многих предприятий. Ощутили ли вы на себе эти тенденции? 
 
И. Жирнов: Сначала скажу пару слов о наших цифрах. На данный момент на предприятии числится 1050 голов дойного стада при объеме производства сырья 12-15 тонн в сутки. Этого нам не хватает, приходится докупать. «Тулома» производит 10-20 тонн молочной продукции в сутки. И мы кризис, конечно, на себе ощутили. Особенно в летний период. Это одна из проблем работы на севере. Летом большая часть населения уезжает, и сразу же чувствуется падение выручки: ежегодно на 40-60%. Но за счет того, что к нам пришли большие торговые сети типа “Перекрестка”, заявки на продукцию растут, а вместе с ними и выручка. Ещё одна проблема - не хватает сырья: хотели бы покупать молоко, но негде. Местные производители не могут дать нужного объема. Также сказалось введение маркировки молочной продукции, которая принесла очень много расходов. На весь этот процесс мы потратили около 5-7 млн рублей. Не знаю, как эта система будет работать первое время, особенно когда 1 декабря все массово начнут выпускать DataMatrix-коды. Есть горький опыт с системой “Меркурий”, когда на 1,5 дня упали все серверы на государственных предприятиях, и мы не могли отгрузить продукцию без электронных ветеринарных свидетельств. 
 
Но если говорить в целом, мы датируемое государственное предприятие, поэтому нам помогают пережить все эти сложности. 
 
Milknews: Насколько выросла себестоимость и ее составляющие и какие шаги вы предпринимаете для снижения убытков?
 
И. Жирнов: На 4-5% подорожала электроэнергия, а также выросла стоимость кормов и ГСМ. В общей сложности себестоимость производства молока повысилась на 8-10%. Для снижения убытков стараемся расширять посевные площади, чтобы закупать меньше сочных кормов и убрать хотя бы одну строчку из себестоимости. А если все же закупаем, то стараемся промониторить рынок и найти наиболее дешевый вариант из качественных. Качество - это в любом случае главное. 
 
Milknews: Одна из главных проблем северных регионов - дефицит собственной кормовой базы. Есть ли какие-то решения этой задачи у предприятия? Какие еще сложности, связанные с ведением молочного животноводства на севере, вы можете отметить? 
 
И. Жирнов: Трава в Мурманской области не вырастает до того уровня, когда из нее можно делать сено, поэтому приходится покупать. 80% всех кормов завозные.
 
Посевные площади не такие большие, как, например, в Карелии или Вологде. Плюс ко всему, уже около 25 лет здесь не проводилась мелиорация. У нас нет компаний, которые этим занимаются, поэтому это ещё одна большая проблема. Соответственно, если нанимать кого-то из других регионов, на это уйдет десятки миллионов рублей. И это только за мелиорацию. В нынешних условиях мы не можем себе этого позволить, нам дешевле купить. Например, в Карелии или Тульской области мы закупаем, например, сенаж люцерну.
 
Что касается климатических сложностей, связанных с молочной отраслью в нашем северном регионе, первое - это то, что у нас нет летних пастбищ. Лето очень короткое и холодное. То есть коровы содержатся все время под крышей. Мы находимся на холмистой местности, и выгонять животных по сути некуда. Лет 35 назад коров пасли на отдаленных пастбищах, сейчас такой возможности нет, потому что пастухи как класс исчезли, а набирать какие-то маргинальные элементы для этой работы не имеет смысла. 
 
За микроклиматом в коровниках также не всегда удается следить должным образом, поскольку это очень старые помещения, а у всего есть срок службы. Мы стараемся модернизировать все это, но из старого сделать что-то хорошее плохо получается. Ресурсы этих сооружений уже давно исчерпаны. 
 
Milknews: Как государство поддерживает предприятие в это непростое время? Насколько эффективна эта поддержка на федеральном и региональном уровнях? 
 
И. Жирнов: Мы государственное предприятие, единственное в области, поэтому конкретно у нас поддержка очень хорошая. Особенно последние пару лет. Правительство Мурманской области старается обеспечить наши потребности. Это дотации на завозные корма порядка 60-70 млн рублей. И дотации на молоко, поскольку мы производим социально важный продукт, нам возмещают часть в виде живых денег.
 
Milknews: «Тулома» - единственное предприятие, находящееся в областной собственности. Какое значение оно имеет для региона?
 
И. Жирнов: На нашем предприятии работает порядка 450 человек. Тулома - это село, которое находится в 20 км от Мурманска, то есть наше предприятие является селообразующим. Раньше больше половины населения работало на нем, сейчас чуть меньше. Еще есть удаленное подразделение в небольшом населенном пункте в 100 км от  Туломы, там почти все жители работают на нашем предприятии. Соответственно, правительство региона старается нам помогать, потому что если мы закроемся, где все эти люди будут работать? Плюс ко всему, у нас качественная натуральная продукция: чистое, не нормализованное молоко с максимальным сроком годности 7 суток.
 
Milknews: Как повлиял коронавирус на рабочие процессы предприятия?
 
И. Жирнов: Мы соблюдаем все санитарные нормы, которые рекомендует Роспотребнадзор. Конечно, люди болеют, особенно пик заболеваемости на предприятии пришелся на 2020 год. У нас тогда даже произошел срыв посевной кампании, потому что большинство трактористов заболело коронавирусом. Нам пришлось почти на две недели остановить все работы, потому что некому было выходить в поле. А в целом у нас  предприятие, которое работает всегда, мы же не можем сказать коровам: “Не доитесь, потому что нет доярок!” Стараемся выходить из любой ситуации, у нас нет другого выбора. 
На удаленку нам удалось отправить только 35-40% от всех работников предприятия, и это в основном офисные сотрудники. Всех остальных перевести на удаленку, как вы понимаете, невозможно. 
  
Milknews: Готова ли компания к третьему этапу введения системы обязательной маркировки? Какой способ нанесения кодов выбран? Были ли трудности с внедрением?    
 
И. Жирнов: Мы работаем с агрегатором Forintek. И основная проблема заключается даже не в деньгах, а в отсутствии необходимого  оборудования. К примеру, машинного зрения, которое едет из Китая и Германии. Вся молочная промышленность сейчас это закупает. 
Нанесение будет разное: где-то ручное сканирование, просто на принтере будет печататься DataMatrix-код, а где-то сразу на упаковке. По поводу упаковки сотрудничаем с разными компаниями, потому что у нас широкая линейка продукции: и в платинке, и в коробке, и в литровых пакетах. И в последнем случае возникла самая большая проблема, потому что люди оказались не готовы к наплыву желающих. Очень большая очередь.
Но несмотря на все это, в целом мы успеваем. Часть продукции, к примеру, пленка, с кодами появится к середине декабря, потому что пока ее просто физически нет. А остальное запустим 1 декабря. Осталось отладить только технические моменты: настроить софт и программное обеспечение, которое будет со всем этим работать, а также провести обучение персонала.
 
Milknews: Есть ли проекты по модернизации производства, вводу новых мощностей? Планируете ли расширять рынки сбыта?  
 
И. Жирнов: Есть проект в разработке. Сейчас им занимается наша инженерная служба. Они создали план полной модернизации молочного комплекса: и стойлового оборудования, и системы навозоудаления, и микроклимата в коровниках. Но это небыстрый процесс. Сначала нужно разработать проект, потом оформить всю проектную документацию, создать техническое задание и только тогда уже можно начинать строить. Но, я думаю, что в течение 2-3 лет все это будет сделано, и начнется непосредственно модернизация. Есть также в планах строительство нового молочного завода, сейчас у нас есть только цех. В среднесрочной перспективе это займет 3-5 лет. Но эти цифры постоянно меняются: то хотим перерабатывать 20 тонн в сутки то 50, то 70. Рынок растет, от этого и потребности. Сейчас будут закупаться фасовщик творога, разливная линия в ПЭТ-бутылку, то есть будет расширяться ассортимент предприятия.
 
Что касается расширения рынков сбыта, мы получаем дотацию на молоко, поскольку продаемся только в нашем регионе. А вот, к примеру, масло мы бы хотели поставлять за пределы Мурманской области, хотя бы в Карелию, Новгородскую область или Санкт-Петербург. В планах, выйти на другие рынки в следующем году. 
 
Milknews: Какие плюсы и минусы работы в молочной отрасли вы можете назвать? Что бы вы могли посоветовать начинающим молочникам?
 
И. Жирнов: Начинающим молочникам я точно хочу посоветовать не открываться в Мурманской области. Регион очень сложный даже для малого фермерства. В целом продавать молоко на молочные заводы, наверное, может быть выгодно. Но не в нашем регионе. Чем больше поголовье, тем лучше и рентабельнее получается твой продукт. А с маленьким поголовьем и фермерским хозяйством - это все сомнительная история. Если даже взять маленькое предприятие, хэнд-мейд, натурпродукт, то здесь тоже придется столнуться с маркировкой и “Меркурием”, и это все становится автоматически невыгодно. Очень дорого. Даже когда к нам приходили интеграторы, говорили: “Давайте 120 млн рублей, и мы вам все сделаем”, но такие суммы для нас неприподъемны. Предприятие зарабатывает 43-45 млн рублей в месяц.

Также еще одна важная проблема в молочной отрасли, и это повсеместно, - нехватка специалистов: зоотехников и ветврачей. 

Подробнее о том, как развивается производство и переработка молока в Мурманской области, читайте в материале Milknews.
 

8263 просмотра

Также рекомендуем:


MN В ДЗЕН

Комментарии
Для добавления комментариев вам необходимо авторизоваться
0 -
extenso
13 съезд союзмолоко
где маржа 10.02
ВИДЕО 5 мин
Упаковка до 28.01
ДЗЕН кв
МО 2021
ДЗЕН кв
Подпишитесь на нашу рассылку
Новое Будущее


Аналитический центр Milknews
АГРО САММИТ 17 февраля
Smart Agro 17/02
АГРО САММИТ 17 февраля
Smart Agro 17/02