Алексей Воронин Об экспорте российской молочной продукции в 2018 году
Вопрос увеличения экспорта российской молочной продукции на сегодняшний день является одним из ключевых для отрасли. Это связано, прежде всего, с тем, что, согласно проекту «Экспорт продукции АПК», до 2024 года отгрузки мясной и молочной продукции на все внешние рынки должны достигнуть $2,8 млрд, что превышает имеющийся показатель в 4,4 раза.
Директор аналитического департамента Союзмолоко Алексей Воронин рассказал Milknews об основных итогах 2018 года, касающихся вопроса экспорта молочной продукции, а также о проблемах, тенденциях и перспективах развития данного направления.
«Экспорт молочной продукции из России традиционно является крайне низким. Наша страна сегодня не обеспечивает себя молоком в полном объеме, поэтому на экспорт может направлять очень ограниченные объемы продукции. Главным образом, это цельномолочная и кисломолочная продукция, мороженое, сыры и сырные продукты.
Для развития экспорта необходимо продолжать активно наращивать собственную сырьевую базу (кстати, в последние годы в этом направлении заданы очень хорошие темпы) и развивать переработку.
Объемы молочной продукции, которые мы сегодня можем предложить зарубежным партнерам, не могут удовлетворить в полном объеме спрос даже сравнительно небольших стран, поэтому мы вынуждены подстраиваться на внешних рынках под крупных экспортеров из других стран (Новая Зеландия, Европа, США и т.д.).
Сегодня основной экспортный рынок для России – это страны Таможенного союза и СНГ, на которые приходится около 90% экспорта молочной продукции. Это наиболее понятный для российских экспортеров потребитель с известными предпочтениями и требованиями, исторически выстроенными логистическими каналами.
Для развития экспорта мы должны расширять географию и активно открывать новые рынки, исследовать новых покупателей, что, конечно, требует дополнительных затрат.
В 2018 году экспорт молочной продукции продолжил снижаться и составил 284 млн долларов. Такой уровень объясняется влиянием целого ряда факторов. При этом нужно отметить, что он мог оказаться еще ниже. Почему так происходит?
Во-первых, из-за сокращения импорта молочной продукции из Белоруссии в 2018 году часть готовой продукция вместо экспорта пошла на внутреннее потребление. Более того, не попавшая в Россию часть белорусской продукции была направлена в том числе в Казахстан, который является ключевым внешним потребителем российской «молочки», и средние цены этих поставок были ниже (цельномолочная продукция), чем с российской стороны.
Также значительно снизились поставки практически всех видов молочной продукции (кроме сыров и сырных продуктов) на Украину, что может быть связано с сокращением объемов гуманитарной помощи Донецкой и Луганской Народным Республикам. Таким образом, все это способствовало сокращению физических объемов поставок двум крупнейшим внешним потребителям российской молочной продукции.
Во-вторых, как я уже говорил, Россия на внешних рынках находится в жесткой конкуренции с мировыми и локальными (региональными) экспортерами молочной продукции. Поэтому в условиях мирового снижения уровня цен на молочном рынке в 2018 году наши экспортеры оказались вынуждены снижать экспортные цены (в валюте), что способствовало сокращению стоимостной валютной оценки экспорта.
И только очередной виток девальвации рубля и рост американского доллара на 7,5% позволил практически сохранить рублевую выручку экспортеров, которая составила около 17,8 млрд руб., что соответствует уровню 2016 года и на 1,2% ниже, чем в 2017 году. При этом в случае сохранения курса рубля на уровне 2017 года, валютный результат экспортных операций на российском молочном рынке оказался бы еще ниже, чем фактический.
Таким образом, основным фактором падения экспорта стала конъюнктура российского рынка. При этом российская молочная отрасль обладает значительным потенциалом наращивания экспорта. Рост спроса в Китае, странах Африки и Юго-Восточной Азии формирует значительный рынок сбыта. И у российских производителей молока есть возможность воспользоваться этим для существенного увеличения экспорта.
В перспективе до 2025 года молочный экспорт может вырасти с сегодняшних 0,3 млрд долларов до 0,8 – 1 млрд, при этом одним из ключевых направлений экспорта должен стать Китай и другие страны Юго-Восточной Азии.
Китай сегодня является крупнейшим импортером молочной продукции, формирующим конъюнктуру мировой торговли. Страна продолжает быстро наращивать импорт широкого спектра молочной продукции вслед за растущим потреблением и развитием переработки. Уже сегодня 10 российских заводов получили разрешение для экспорта в Китай, и этот список продолжит расти.
Наши экспортеры имеют более короткое логистическое плечо, а значит могут поставлять на китайский рынок более свежую продукцию. Но есть и сложности: поиск партеров, продвижение продукции, разработка этикеток, языковой барьер, себестоимость продукции, конкуренция с крупными экспортерами и много чего еще. Это новый для нас рынок, на котором российские «молочники» (за исключением производителей мороженого) еще не работали».