Программа по племенному скотоводству: текущая ситуация на рынке
Союзмолоко представил для общественного обсуждения проект Программы повышения эффективности работы племенного молочного скотоводства, работа над которой велась с мая 2016 года.
Milknews выделил из программы оценки консультантов текущего состояния племенного животноводства и представляет некоторые цифры, характеризующие импортозависимость этого сектора.
Сколько нужно скота?
Удовлетворение растущего спроса на сырое молоко в перспективе до 2025 г., как пишут эксперты, может быть обеспечено за счет улучшения генетического потенциала КРС.
Прогнозное значение спроса на сырое молоко в 2025 г. потребует значительного увеличения производства. Эксперты предложили не увеличивать численность скота, а увеличивать его продуктивность. Она, по их мнению, на сегодня в России находится на низком уровне.
Сколько на рынке импорта?
Эксперты утверждают, что значительная зависимость отрасли племенного молочного скотоводства от импортнои? продукции негативно влияет на продовольственную безопасность страны и замедляет развитие отрасли.
По их данным, в 2014 г. доля бычьего семени импортного производства на россии?ском рынке спермопродукции составила 23% в натуральном выражении, а доля импортного племенного молодняка молочного КРС в общем объеме реализации – 33%.
При определении наиболее эффективного подхода к решению структурных проблем и развитию отрасли был учтен опыт стран, в которых отрасль племенного молочного скотоводства получила наибольшее развитие.
При разработке Программы были проанализированы подходы к организации системы племенного животноводства в Новои? Зеландии, США, Канаде, Чехии, Казахстане и Нидерландах. О том, как работает отрасль в этих странах, можно прочитать в рубрике "Племенное скотоводство".
По результатам анализа были выделены общие элементы, присущие системе в каждои? из стран – идентификация КРС, организация племеннои? работы и государственная поддержка отрасли.
Ключевые выводы по результатам анализа подхода, используемого за рубежом:
1. Идентификация КРС. В каждои? из рассмотренных стран идентификации подлежит все поголовье скота (племенное и товарное). Идентификация осуществляется в ветеринарных целях для оперативного отслеживания передачи опасных заболевании? между животными. Затраты на создание инфраструктуры для идентификации частично субсидируются государством.
2. Организация племеннои? работы. Функция ведения племенных книг по породам, а также селекционнои? работы по конкретнои? породе закреплена за ассоциациями заводчиков по породам и племенными хозяи?ствами. Оценка молока и племеннои? ценности животных осуществляется независимыми молочными и генетическими лабораториями, аккредитованными ICAR. Финансирование операционных расходов в рамках осуществления племеннои? работы происходит за счет привлечения частных инвестиции?.
3. Государственная поддержка отрасли. В большинстве стран поддержка со стороны государства ограничивается финансированием создания инфраструктуры и функционирования системы племенного животноводства (например, покупка бирок, проведение генетических и молочных тестов). В ряде стран государственная поддержка отрасли отсутствует полностью.
Ключевыми отличиями россии?ского подхода к организации племенного молочного скотоводства от зарубежного являются:
1. Идентификация КРС. Одним из основных отличии? россии?скои? системы племенного молочного скотоводства является отсутствие единои? системы идентификации. Характерным отличием также является то, что финансирование мероприятии? по проведению идентификации осуществляется не по ветеринарнои?, а по племеннои? линии, то есть в рамках поддержки племенного животноводства.
2. Организация племеннои? работы. Несмотря на наличие ряда ассоциации? заводчиков по породе, их полномочия сильно ограничены. Более того, по отдельным породам ассоциации отсутствуют. В отличие от зарубежнои? практики, где селекционная работа по породе осуществляется соответствующими ассоциациями, исполнение даннои? функции в РФ поручено государственным институтам. Оценка молока и племеннои? ценности животных осуществляется молочными и генетическими лабораториями, которые часто аффилированы с племенными предприятиями, что не позволяет считать их независимыми.
3. Государственная поддержка отрасли. Государственная поддержка не имеет целевого характера и направлена на содержание животных в племенных хозяи?ствах. Государство не выделяет средства на создание инфраструктуры и функционирование системы.