Как у них: как спреды захватили мир
Спреды ежегодно приносят производителям почти 16 млрд долларов. К этой группе относятся не только привычные нам маргарины или Rama для бутербродов, которую активно продвигали в 90-е. В категорию спредов по западному делению рынка входят и арахисовое масло, и джемы. В Европу привычка есть арахисовое и шоколадное масло на завтрак перекочевала из США, где эти продукты уже давно являются стандартом завтрака. Сейчас ЕС - крупнейший потребитель этого продукта:
Как все началось
Спреды всегда были заменой молочных продуктов для бедного населения. Именно с этой целью во Франции был изобретен маргарин. Это было связано с пожеланием императора Наполеона III сделать замену масла для бедняков. C задачей в 1869 году справился французский химик Ипполит Меже-Мурье, который изобрел способ отверждения жидких жиров и назвал полученный продукт «олеомаргарин».
С тех пор маргарин пользуется большим спросам именно как дешевая замена маслу, а старейшие бренды, типа Flora компании Unilever, существуют более ста лет. Кстати, Ипполит Меже-Мурье продал свое изобретение нидерландской компании Jurgens, которая легла в основу при создании Unilever. При этом сам химик, сделавший маргарин, умер в бедности и сам пожинал плоды популярности своего изобретения. Впрочем, народной любовью, к маргарину пришли и первые запреты.
Маргарин очень быстро стал теснить производителей масла благодаря своей доступности.
Зато после многочисленных запретов к маргарину и спредам вообще пришло золотое время. Из-за разрушительных последствией Второй мировой войны, мир на долгое время вступил в эпоху дефицита молока и шоколада. И вот тут-то правительства самых разных стран в мире впервые по-настоящему и оценили маргарин. Как раз в 1940-х годах весь западный мир стал потреблять больше сливочного масла, чем маргарина.
Элеонора Рузвельт рекламирует маргарин
В том же году маргарин вообще запретили в Канаде под давлением испуганных производителей масла. Его разрешили только в 1948 году. При этом многие провинции не отменяли запрет до 1980 годов, а в Онтарио вообще было запрещено продавать маргарин цвета масла до 1995 года.
В то же самое время спреды решили проблему нехватки какао в мире путем замены шоколада на арахис или другие орехи. Самый популярный из таких спредов - Нутелла - была изобретена итальянской компанией Ferrero в 1946 году, когда образовался дефицит какао и его заменили фундуком и сахаром. Собственно, с Нутеллы и началась история одной из старейших кондитерских компаний в мире.
В 1960-х у Нутеллы появился современный бренд, и итальянцы ее стали продавать в другие страны.
Рост на безденежье
Сейчас рынок спредов достиг самых высоких показателей за всю историю существования и продолжает расти год от года даже во время финансовых кризисов. Весь рынок так называемых альтернатив молочных продуктов оценивается
Мировой рынок маргарина в прошлом году
Арахисовое масло - лидер спредов во всем мире (напомним, в западной классификации это тоже спред). В США рынок спредов превышает 3 млрд долларов и стабильно растет даже во времена рецессии. В основном это джемы и сиропы. На втором месте после них - шоколадные спреды,
В Великобритании популярнее всего арахисовое масло. Его рынок вырос на четверть за последние четыре годы. 7,7% потребителей перешли с джема на него за последние годы. Общий рынок спредов этой страны оценивается в 437 млн долларов.
Российский рынок спредов
Как и во многих странах мира, лидирует в спредах в России не маргарины, а Нутелла, которая, по данным Euromonitor
Возврат к корням
Этот бурный рост, вероятно, вскоре будет не таким заметным на фоне роста потребления масла и традиционных молочных продуктов.
Unilever считается лидерам в производстве маргарина. Долгое время компания верила в будущее маргарина и предпочитала его маслу. Еще в 2010 году президент компании в сегменте продуктов Антуан Жан Жак Арнаульд де Сент-Аффрик (Antoine Bernard de Saint-Affrique) сказал: "Некоторые люди говорят о хлебе с маслом, но мы здесь говорим "хлеб и маргарин". Уже в 2017 году Unilever
Почти в то же время у маргарина начались проблемы и на главном рынке - в США. Сливочное масло вернуло себе первенство по потреблению в стране:
Впрочем, спреды никогда и не были настоящим конкурентом молочным продуктам - только в цене. Достаточно сказать, что второй по популярности спред в Великобритании называется "I Can't Believe It's Not Butter!" Он продается также в Канаде, Мексике, Германии и Чили. Этот бренд придумали в США в 1979 году как дешевую замену масла. Из-за роста популярности масла в 2017 году его переименовали в Великобритании на "I Can't Believe It's So Good... For Everything!".
В последние годы рынок масла растет