Региональный обзор Республика Дагестан
Дагестан – новая туристическая Мекка россиян, вдохновляющихся горными пейзажами республики в отсутствие возможности выехать за рубеж. Однако для Milknews этот регион связан с очень странным лидерством в рейтинге субъектов по поголовью скота. Редакция решила узнать, есть ли коровы в Дагестане и почему при самом большом стаде в стране в регионе нет ни одного известного в России молочного бренда.
Особенности региона.
По данным официальной статистики, агропромышленный комплекс является важнейшей частью экономики Дагестана. Республика занимает территорию 50,3 тыс. кв. километров, имеет 3231,6 тыс. га сельскохозяйственных угодий, из которых пашня составляет 463,9 тыс. га, многолетние насаждения – 63,9 тыс. га, кормовые угодья – 3255,8 тыс. га.
В сельском хозяйстве производится свыше 18,0% валового регионального продукта, занято более 272 тыс. человек (около 30% от численности занятого во всей экономике), сосредоточено 12,7% основных производственных фондов. В сельской местности республики проживает около 55% населения (в целом по России 27%), аграрный сектор является системообразующим. Объем валовой продукции сельского хозяйства в 2020 году составил около 141,452 млрд рублей при этом индекс производства составил 101,3% к 2019 году.
Преимущественное развитие, что понятно по климатическим условиям региона, получили подотрасли растениеводства - виноградарство (1 место в России), овощеводство (около 7% овощей России), садоводство (по площадям многолетних насаждений – 3 место). Минсельхоз Дагестана считает, что большим покупательским спросом пользуются дагестанские фруктовые соки и компоты из черешни, абрикосов, персиков. В республике производится большой объем вин и коньяков.
В животноводстве развит сектор овцеводства. В субъекте сосредоточено почти четверть общероссийского овцепоголовья. Регион занимает первое место в России по поголовью коров. Поголовье скота в хозяйствах всех категорий на 01 января 2021 года составило: крупного рогатого скота – 951,1 тыс. голов, или 99,9% к 2019 году, из них коров – 462,6 тыс. голов (98,0%); овец и коз – 4510,2 тыс. голов (97,1%). Произведено 932,1 тыс. т молока.
Снижение поголовья скота объясняется тем, что в целях уточнения фактического наличия поголовья был организован комиссионный перерасчет скота во всех районах, сообщает минсельхоз региона.
По словам профессора кафедры управления проектами и программами ДГУНХ Шарипа Шарипова, из 2700 молочных ферм республики всего 0,5% содержат более 400 коров, тогда как в целом по стране доля таких хозяйств превышает 12%. В республике 55% ферм имеют от 30 до 50 коров, таких ферм в стране значительно меньше. В последние годы наблюдается активное развитие крупных молочно-товарных ферм.
Основным производителем (86,5%) сельскохозяйственной продукции являются малые формы хозяйствования (ЛПХ, КФХ, ИП, ООО). Как подчеркивает ведомство, малые формы хозяйствования испытывают проблемы “по снабжению качественным семенным материалом, племенным скотом, кормами, удобрениями и ядохимикатами. Имеются проблемы со сбытом и хранением произведенной продукции”.
Об особенностях содержания горных ферм рассказал руководитель Агрофирмы “Цовкра-2” Юсуп Сунгуров: “Для того, чтобы получить хорошее молоко, животных нужно хорошо кормить, для этого мы держим коров в основном на свободном выпасе. 70-80% времени животные гуляют в лугах, в нашем регионе с мая по октябрь отличный травостой. Но есть и обратная сторона горных ферм: нельзя отпускать гулять животных, где попало, нужно тщательно выбирать место для выпаса. Кроме того, у нас приживается только кавказская бурая порода коров, это мелкий скот. Она дает немного молока, от силы 10 литров в сутки, но чаще даже всего 6-8 литров. Мы пробовали держать другие породы, но больше 2 лет они не выживали - не выдерживали условий”.
Производство.
На 1 мая 2021 года, по информации Дагестанстата, в хозяйствах всех категорий насчитывалось 956,7 тыс. (-5,2%) голов крупного рогатого скота, из них молочных коров 467,1 тыс. (-3,6%) голов, 4823,0 тыс. (-1,1%) овец и коз.
В 2019 году средний надой на корову в крупных и средних сельхозорганизациях составил 2024 кг (+28 кг к 2018).
По данным Росстата, в 2020 году Дагестан вошел в топ-10 регионов по производству молока и занял 7 место.
В хозяйствах всех категорий республики производство молока составило 932,1 тыс. тонн (+2,1%). Причем такой высокий показатель обеспечен благодаря личным подсобным хозяйствам, которые производят 615,4 тыс. тонн молока от общего объёма. Для сравнения, в Дагестане ЛПХ производят почти 70% всего молока, тогда как в целом по стране этот показатель находится на уровне приблизительно в 40%. При этом только 330,6 тыс. тонн из всего объема - товарное молоко.
Проблема с реализацией сырья сложилась в регионе уже давно. Юсуп Сунгуров рассказал, что практически половина его молока не доходит до переработки: “Мое предприятие создано в 2006 году. Оно находится в горах, на уровне 2 тысячи метров над морем. У меня 400 голов дойного стада, которые дают примерно 720 тысяч литров молока в год. При этом перерабатываем всего 350-400 тысяч литров, поскольку больше некуда реализовывать. Остальное молоко уходит на выпаивание телят”.
Крупнейший и единственный подобный АПК республики - “Кизлярагрокомплекс” с поголовьем более 6 тысяч КРС, из которых примерно половина - молочное стадо. Предприятие имеет 5 тысяч га земель, часть из которых засевается кормовыми культурами. Три животноводческих комплекса обеспечивает производство сырьем. Производительная мощность завода – до 200 тонн молока в сутки.
Переработка.
В Дагестане удаленность перерабатывающих предприятий от предприятий, производящих сырье, не дает возможность полноценно развивать этот сегмент. Немногие перерабатывающие предприятия ведут целенаправленную работу по развитию собственной сырьевой базы.
Самый крупный и технологически обеспеченный региональный переработчик - “Кизлярагрокомплекс”. В его ассортименте более 40 наименований молочных продуктов, в том числе 10 видов сыра.
Если говорить об общей статистике, по данным Союзмолоко, в 2019 году было произведено 90,8 тыс. тонн готовой молочной продукции, из них 11,8 тыс. тонн питьевого молока, 4,9 тыс. тонн сыра, 0,7 тыс. тонн сливочного масла и 0,6 тыс. тонн сухого молока и сливок.
Ещё одной веской причиной плохо развитой переработки местные фермеры называют высокую конкуренцию с продукцией из других регионов:
Спрос и поддержка производителей.
По данным Союзмолоко, в 2019 году Дагестан занимал 11 место в рейтинге регионов по объему потребления молока. Среднедушевое потребление продукции составило 270,8 кг в год.
“Если говорить о спросе, то он остается без изменений. В основном ко мне приезжают частники, закупают продукцию и перепродают в городе. Сам я даже не выезжаю”, - подчеркнул директор “Цовкры-2”. И так “живут” большинство небольших предприятий региона.
Что касается господдержки молочных предприятий, то ее показатели - одни из самых низких в стране.
В 2019 году из федерального бюджета было выделено 83,6 млн рублей для субсидий на 1 кг реализованного товарного молока. Из регионального бюджета на эти же цели пошло 4,4 млн рублей.
Второй вид существующей в регионе господдержки - субсидии на поддержку племенного КРС молочного направления. Республика получила для этого 57 млн рублей - из федерального бюджета, 3 млн - из регионального.
По мнению Юсупа Сунгурова, поддержка, которую оказывает государство, очень слабая и почти никак не помогает в ведении хозяйства: “Субсидии, которые нам выдают за литр молока - смешные, всего 2 рубля 9 копеек. Для нормальной поддержки фермерам нужно хотя бы 5-7 рублей за литр, тогда еще можно было бы выживать. На этом вся господдержка заканчивается. В Дагестане никто не думает, как можно помочь малым хозяйствам. Лично я даже не могу получить гранты, потому что у меня СПК. Ещё недавно была очень показательная ситуация. В республике после ураганных ветров сложилась чрезвычайная ситуация: зимние пастбища покрылись песком, и мы всю зиму держали свой скот в помещениях. Правительство региона не смогло помочь сельхозпроизводителям даже в данном случае. Причем я писал письма и главе республике, и в Минсельхоз. Ответ всегда один - денег нет. Для сравнения, в соседней Калмыкии выделили 400 млн во время чрезвычайной ситуации, а у нас - ноль. Поэтому в части сельского хозяйства республика находится в очень плачевном состоянии. Я даже думаю закрыть молочное производство, потому что это никому не нужно. Работаем только на энтузиазме и любви к своему делу. Прибыли практически нет. Введение обязательной маркировки еще добавит сложностей. И если не брать в расчет очередные затраты, то тут встает и другой логичный вопрос: даже если я промаркирую всю свою продукцию, где я ее буду реализовывать?”
КРС