Молочная отрасль

Обзор Как изменился рынок мороженого в РФ в первом полугодии 2025 года


Ожидания от рынка мороженого дальнейшего роста после рекордных показателей прошлого года не оправдались – в первой половине 2025 года темпы прироста объемов производства замедлились, а продажи упали. Что произошло в сегменте в январе-июле, какие тенденции преобладают сегодня и каковы перспективы отрасли, вместе с нашим постоянным экспертом - председателем совета директоров казахстанской компании «Шин-Лайн» Дмитрием Докиным - рассказываем в новом материале.

Общие итоги


2024 год стал рекордным для индустрии мороженого. По данным Росстата, в России было произведено 561 тыс. тонн мороженого (летом 2025 года показатели скорректировали в сторону увеличения на 39 тыс. тонн). Однако к концу года на складах скопились значительные запасы готовой продукции – в декабре их объем вырос на 27% по сравнению с 2023 годом. Это вызвало настороженность среди игроков рынка и экспертов в преддверии нового сезона.

В начале 2025 года производство мороженого продолжало расти: в январе - на 15,8%, в феврале - на 13,4%, в марте - на 3,1%. Однако в апреле было зафиксировано снижение на 6%, в мае - минимальный прирост (всего 0,4%), а в июне – небольшое падение (–1,9% по сравнению с аналогичными месяцами 2024 года).

 

В итоге за первые шесть месяцев 2025 года наблюдался слабый, но положительный тренд: производство увеличилось на 1,7% (с 326,9 до 332,3 тыс. тонн). Тем не менее, это не устранило полностью опасения участников рынка относительно дальнейшего развития отрасли.

 

Производство по округам


Основной производственный кластер России – ЦФО - продолжает снижать позиции. В январе-июне 2025 года по сравнению с аналогичным периодом 2024-го фабрики округа сократили выпуск на 6,7% - до 103,8 тыс. тонн. В то же время СЗФО показал рост на +34,5% - до 41,1 тыс. тонн. По мнению участников рынка, это связано с перераспределением производства компании «Айсберри» с фабрики в Тутаеве (ЦФО) на предприятие в Вологде (СЗФО). В ЦФО, где сосредоточено множество производств, это изменение оказалось незначительным, тогда как для Северо-Запада прибавка стала существенной из-за меньшего объема местного кластера.

 

После корректировки данных Росстата за 2025 год ЮФО - многолетний лидер по темпам роста - остался практически на прежнем уровне (+0,7%), выпустив 45,7 тыс. тонн. Урал увеличил производство на +16,8% (до 15,7 тыс. тонн), Поволжье - на +3,7% (до 58,5 тыс. тонн).

Отрицательная динамика зафиксирована в Северо-Кавказском ФО (-6,7%) и Дальневосточном ФО (-13%), хотя оба региона производят небольшие объемы. Сибирь сократила выпуск на 2,2%, но в абсолютных значениях падение оказалось более заметным - с 58,2 до 56,9 тыс. тонн.

Цены и динамика продаж


В январе–июне 2025 года оптовые цены на мороженое увеличились на 18,6%, при этом розничные цены выросли на 17,4%. То есть ритейлеры практически полностью переложили рост затрат на потребителей. В апреле 2025 года средняя розничная цена за 1 кг мороженого достигла 883 руб., что стало продолжением тенденции (за 2024 год стоимость уже вырастала на 16%).

 

Основными причинами повышения цен производителями стал рост стоимости основных компонентов:

  • молочное сырье (волатильность цены сначала масла, затем СОМ);
  • шоколада и глазури (из-за двукратного роста цен на какао-бобы);
  • фруктовых наполнителей (связано с осложнением логистики импорта);
  • зарплаты, транспортировки и упаковки.

Несмотря на постоянное удорожание сырья, рынок привык к таким изменениям и оперативно адаптируется к новым ценам, считает Дмитрий Докин. Тем не менее, аналитики отмечают отрицательную динамику рынка мороженого по основным показателям в первом полугодии 2025 года.

Что говорит «Нильсен»?


По данным аналитиков «Нильсен», за первое полугодие 2025 года (YTD) объем продаж мороженого составил 158,8 тыс. тонн, за аналогичный период 2024 года (YTD-1) - 166,3 тыс. тонн, а за первые 6 месяцев 2023 года (YTD-2) – 148,3 тыс. тонн. Таким образом, в 2024 году продажи выросли на 11,8% по сравнению с 2023 годом, а в 2025 году снизились на 4,5% относительно прошлого года. При этом импульсное мороженое показало более устойчивую динамику: рост на 14,2% в 2024 году и снижение на 3,6% в 2025 году, тогда как семейное выросло лишь на 4,2%, а затем упало на 8,0%.

 

Что касается скользящего года (МАТ), то за период с 01.07.2024 по 30.06.2025 продажи составили 341,2 тыс. тонн, с 01.07.2023 по 30.06.2024 (МАТ-1) – 341,5 тыс. тонн, а с 01.07.2022 по 30.06.2023 (МАТ-2) – 308,4 тыс. тонн. Текущий МАТ снизился к МАТ-1 всего на 0,1% (благодаря росту во втором полугодии 2024 года), тогда как МАТ-1 вырос на 10,7% по сравнению с МАТ-2. Здесь также заметна более стабильная динамика импульсного мороженого по сравнению с семейным.

 

Данные ЦРПТ


По данным ЦРПТ, в июне 2025 года россияне купили меньше мороженого, чем годом ранее: количество упаковок сократилось на 8%, а в пересчёте на вес объём продаж упал с 53 до 48 тыс. тонн - почти на 10%. Согласно тому же источнику, производство мороженого в июне 2025 года снизилось на 7% - до 65 тыс. тонн против 70 тыс. тонн в июне 2024 года.

Версия NTech


В 2023 году рынок с оптимизмом оценивал динамику категории: мороженое опережало почти всей смежные отрасли - кондитерские и молочные продукты. Агентство Ntech даже включило его в группу «Звёзды» наряду с водой, готовыми блюдами, выпечкой и прикассовой кондитеркой - товарами, которые росли лучше рынка как в натуральном, так и в денежном выражении.

 

Однако к концу 2024 года ситуация изменилась: по оценке Ntech, темпы роста продаж мороженого в натуральном выражении во II полугодии 2024 года (vs 2023) упали до 8,5% против 23% в I полугодии. Это создало предпосылки для замедления роста категории в 2025 году.

В мае-июне 2025 года агентство Ntech провело в России стресс-тест среди 2 401 домохозяйств, изучив реакцию на различные продукты. Участники должны были ответить на следующие вопросы:

  • Как изменится ваша потребительская корзина при резком тотальном росте цен?
  • От каких продуктов питания вы откажетесь?
  • Чем их замените?
 

 

Основной вывод: при резком подорожании рынок продуктов питания сократится почти на 5%, а структура потребления значительно трансформируется. Что касается продаж мороженого, то по итогам стресс-теста Ntech сделал вывод, что они останутся стабильными, поскольку категория еще не исчерпала потенциал своей «звездности».

Мнение производителей


По словам Дмитрия Докина, после падения продаж мороженого в июне на 7-12% рынок стал более пессимистичен и даже несколько напряжен. «Некоторые повторяли, как мантры причины: «холодное лето», «высокая кредитная ставка», «повышение отпускной цены» и прочее. Хотя в этом «голосе» не было ничего нового, и поэтому его звук звучал несколько приглушенным», - сказал Докин.

При этом ряд производителей, по словам эксперта, видят причины снижения продаж в падении производства в ЦФО и СФО, где находятся фабрики лидеров. Другие отмечают определенный застой в отрасли, когда из года в год производиться одно и то же.

По словам Докина, оптимизм участников рынка вызвало появление нового игрока: компания «H&N» решила заходить в сегмент мороженого – она уже ведет переговоры с партнерами в европейской и азиатской части РФ и заявляет о строительстве новой фабрики.

Запуск нового производства от «H&N», по мнению Докина, может «взбодрить» рынок мороженого, однако пока это только планы.

«И лишь некоторые с ухмылкой смотрят на общее растерянное настроение – они знают, что будут делать завтра: самое время – освежить свою стратегию развития, сделать несколько шагов к инновациям и усилить эффективность производства», - подчеркнул эксперт. 

M&A


Сибирского производителя «Гулливер» приобрела непрофильная компания «Солнечный день» (сеть ресторанов самообслуживания). H&N находится в переговорах о покупке производителя мороженого. Из 6 игроков рынка, фигурировавших в тизерах о продаже, осталось 5 – к концу года, по мнению Дмитрия Докина, их число может увеличиться.

1755252240

мороженое

158 просмотров

Также рекомендуем:


GR конклав
GR Конклав
Комментарии
GR
Нов 5 мин еженедельно
МФР 25

Как помогать
Молочные заводы
ТЕЛЕГА
Подпишитесь на нашу рассылку
GR

кизель-март 25

Аналитический центр Milknews
Дзен
ВК ВИДЕО
Дзен
ВК ВИДЕО