компоненты

Баланс жирных кислот в кормлении коров: пальмитиновая кислота


В современных программах по составлению кормовых рационов есть возможность балансирования по белкам с учетом соотношения определенных аминокислот и их влияния на продуктивность и здоровье коров. При этом в области кормления мало внимания уделяется балансу жирных кислот. Это связано с тем, что традиционно жир рассматривался исключительно как источник высококонцентрированной энергии.  Совместно со специалистами Группы Компаний «ЭФКО», одним из направлений деятельности которой является производство инновационных компонентов комбикормов, Milknews разобрался, как баланс жирных кислот в рационе влияет на показатели продуктивности молочного стада. В первом из двух текстов подробно рассмотрим пальмитиновую кислоту, в следующем – стеариновую и ненасыщенные жирные кислоты, а также выясним, какая из них нужнее корове.

Группа Компаний «ЭФКО» в 2019 году выпустила на рынок кормовых добавок гидрогенизированный растительный жир ULTRA FEED F и фракционированный растительный сухой жир EXTRA FEED F, состав которых, помимо поддержания высокого уровня энергии рационов коров на протяжении всей лактации, ориентирован на соблюдение требований ГОСТ Р 52253-2004 к сырому молоку. Для производства защищенных жиров ГК «ЭФКО» использует смеси из подсолнечного, рапсового, соевого, кокосового, пальмового и пальмоядрового масел. Это позволяет комбинировать состав получаемых продуктов, в отличие от производителей, которые используют лишь пальмовое масло. Все сырье соответствует межгосударственным стандартам. Жиры, производимые на заводе по изготовлению спецжиров, безопасны как для людей, так и для животных, поскольку отвечают самым строгим требованиям пищевой промышленности. Линейка продуктов производства Группы Компаний «ЭФКО» позволяет поддерживать продуктивность молочных коров в разные физиологические периоды их жизни. Подробнее рассмотрим особенности кормления в эти временные промежутки в конце статьи, а для начала давайте разберемся с жирными кислотами в рационах животных.

Насыщенные стеариновая и пальмитиновая жирные кислоты (С18:0 и С16:0), а также ненасыщенные кислоты, содержащие от 1 до 3 двойных связей − олеиновая, линолевая и линоленовая (С18:1, С18:2 и С18:3), – находятся практически во всех растительных и животных жирах. Эти пять жирных кислот составляют основу жирового питания коров.

Поступающие с кормом жирные кислоты не остаются неизменными, а включаются в сложные циклы преобразований. Под воздействием бактериальной липазы в рубце жиры основного корма практически полностью расщепляются до более простых составляющих: триглицериды – до жирных кислот и глицерина, гликолипиды – до жирных кислот и сахаров. Затем 80-90 % ненасыщенных жирных кислот подвергаются разной степени биогидрогенизации, или «насыщению» двойных связей водородом. Продуктами этой реакции являются олеиновая С18:1 и стеариновая С18:0 кислоты. Однако с защищенными жирами, которые начинают перервариваться и всасываться в кишечнике, таких изменений не происходит, и жирные кислоты в составе продукта усваивается в том виде, который был заложен на этапе производства. Особенно важно защитить и сохранить в первозданном виде ненасыщенные жирные кислоты – олеиновую, линолевую и линоленовую, поскольку в защищенном виде они не подвергнутся биогидрогенизации и последующему изменению.

Установлено, что в химусе, поступающем в кишечник коров при потреблении рационов без жировых добавок, на долю пальмитиновой кислоты приходится 14-17 %, стеариновой − 35-60 %, олеиновой − 7-37 %, а на сумму линолевой и линоленовой кислот − 3-10 % (рис. 1). Если сравнивать этот жирнокислотный состав с представленными на рынке защищенными жировыми добавками, то продукта с точно таким же составом мы не найдем. Для принятия обоснованного решения о том, какой защищенный жир использовать, необходимо понять, какие из жирных кислот предпочтительнее для организма коровы и какое влияние оказывает каждая из них.


Рис. 1. Соотношение жирных кислот в химусе, поступающем в кишечник коров


Пальмитиновая кислота
Пальмитиновая кислота активно депонируется в жировой ткани. Жировая ткань коровы состоит приблизительно на 24 % из пальмитиновой кислоты, на 20 % из стеариновой и на 36 % из олеиновой (рис. 2). При этом почти вся стеариновая и олеиновая кислоты образуются в жировой ткани посредством элонгации пальмитиновой кислоты до стеариновой (С16:0 -> С18:0), а затем стеариновая десатурирует до олеиновой (С18:0-> С18:1).


Рис. 2. Состав жировой ткани коровы


Примерно треть всех жирных кислот коровьего молока приходится на пальмитиновую кислоту – от 22 до 33 %. Пальмитиновая кислота может всасываться через стенку кишечника, упаковываться в триглицериды плазмы крови и встраиваться в молочный жир в неизменном виде, либо может синтезироваться de novo из других жирных кислот непосредственно в молочной железе под воздействием ферментов. В то же время пальмитиновая кислота не может преобразовываться в стеариновую и олеиновую кислоты в вымени, потому что отсутствует фермент элонгаза (при этом десатураза в молочной железе есть). Благодаря такому простому с физиологической точки зрения переходу пальмитиновой кислоты в жир молока добавки с высоким содержанием пальмитиновой кислоты значительно увеличивают содержание жира в молоке коров.

Пальмитиновая кислота в избыточном количестве в составе рационов склонна к накоплению в функциональной ткани печени, особенно в послеотельный период. Исследования показывают, что после отела доля пальмитиновой кислоты в плазме крови животного  повышается незначительно, при этом ее количество ощутимо (почти в 2 раза) возрастает в печени. О негативных последствиях этого процесса напоминают ученые из Федерального научного центра животноводства – ВИЖ имени академика Л.К. Эрнста: «Чрезмерное накопление жировых компонентов в ткани печени может привести к физическому повреждению функциональных клеток – гепатоцитов, уменьшению их размеров, а также уменьшению количества и размеров структурных компонентов этих клеток – органелл. Орган подвергается ощутимой перегрузке, развивается патология «жировая дистрофия печени». Жирная печень вызывает задержку нормальной течки, повышает число осеменений до оплодотворения по причине нарушения синтеза глюкозы в печени и метаболизма половых стероидов, нарушения гипоталамо-гипофизарных связей. Как следствие развития жировой дистрофии печени наблюдается снижение продуктивности животных и снижение срока их хозяйственного использования, что приводит к ощутимым экономическим потерям для хозяйств».
 
 

Таблица 1. Жирнокислотный состав органов и тканей коров до и после отела
(Douglas et al., 2007)
 
Дни относительно отела
Жировая ткань, г/100 г ЖК -45 1 21 65
Подкожный жир
C16:0 пальмитиновая 26,98 27,5
C18:0 стеариновая 10,68 10,8
C18:1 олеиновая 48,55 48,1
Печень
C16:0 пальмитиновая 26,75 42,28 38,98 26,04
C18:0 стеариновая 25,46 10,62 12,25 24,72
C18:1 олеиновая 23,89 26,61 26,60 17,17
Плазма крови
C16:0 пальмитиновая 16,69 18,23 14,46 12,23
C18:0 стеариновая 16,52 15,57 13,86 13,73
C18:1 олеиновая 18,04 19,56 20,14 14,45
 

Мы рассмотрели влияние пальмитиновой кислоты на организм крупного рогатого скота и жир молока. В следующем тексте разберемся со стеариновой и ненасыщенными жирными кислотами: олеиновой, линолевой и линоленовой.

 
Партнерский материал
 

895 просмотров
Комментарии
2 ФОРУМ
Нов 5 мин еженедельно

ПИ - морожка
Подпишитесь на нашу рассылку
Нов 5 мин еженедельно

2 ФОРУМ

Аналитический центр Milknews
Дзен
Молочные заводы
Дзен
Молочные заводы