компоненты

Текстовая трансляция: Экспортный потенциал российского агробизнеса


12:04 Вопрос: на сегодняшний день доля муки в эскорта составляет менее 1% в общем экспорта зерна. Государственной поддержки явно не достаточно. Может, все гуманитарные поставки зерна стоит заместить на муку? 

Сергей Левин

С точки зрения потенциальных возможностей рынка муки он во много раз меньше рынка зерна. Мы готовы рассматривать поддержку экспорта, но еще раз подчеркну - это разные рынки.
11:51 Сергей Левин 

Нам нужно в такой же короткий срок разработать такие инструменты, этим мы сейчас и занимаемся.

Вопрос из зала: как будет решаться вопрос с экспортом не продукции, а технологий? 

Сергей Левин

Минсельхоз поддерживает экспорт инновационного производства. Но для того, чтобы выходить на внешние рынки, нужно состояться на родном рынке. Никаких ограничений здесь нет.  

Вопрос: на чем базируется убежденность в взаимоотношений с Китаем? 

Сергей Левин 

Он основывается на географии и на достигнутых договоренностей. Но надо быть готовым к тому, что нашим компаниям придется конкурировать с высокоразвитыми предприятиями самого Китая.
11:37 Аркадий Злачевский 

Наши основные проблемы - у нас нет хеджирования. Мы не можем использовать современные инструменты по защите от рисков, потому что это очень дорого. В Америке существует целый комплекс мер по поддержке экспорта, которые позволяют бизнесу быть защищенным то неуплат.
11:35 Вопрос: почему бизнес не пользуется новыми инструментами? 

Вадим Мошкевич 

Конечно, экспорт связан с большими рисками. Нужно понимать, что у крупных компаниях такие риски прописаны в контрактах в цене. Конечно, мелким компаниям в этом вопросе гораздо сложнее. Я знаю, что, например, в вопросах взаимоотношения с Турцией очень часто были случаи, когда клиенты не платили, задерживали, ссылались на какие-то государственные проблемы.
11:25 Полина Гуща

Мы составили рейтинг стран по надежности. 



Если посмотреть цифры по товарным группам, то деверсификация идет по странам с крайне высоким риском. Нельзя сказать, что это плохо, но надо понять, насколько бизнес правильно оценивает эти риски. По оценкам наших респондентов самые главные риски при экспорте - финансовые, политические и коммерческие. Мы страхуем не только экспорт, но и локальные поставки, поэтому мы очень часто видим, когда контрагенты не платят. Более 40% опрошенных ответили, что они испытывали на себе проблему неплатежей. Основная масса пытается минимизировать свои риски за счет предоплаты, но на новых рынках мало кто на это соглашается. Банковские гарантии не всегда защищают компании. Проблема в том, что бизнес в принципе очень плохо информирован о наличие современных инструментов защиты на внешних рынках. Да, можно работать и с высокорискованными странами, но необходимо использовать соответствующие инструменты.
11:15 Вопрос: всех волнует вопрос, что мы будем делать, когда эмбарго закончится? Рассматриваете ли вы для себя возможности для экспорта?

Али Узденов:
Да, санкции дали возможность садоводству наращивать производство, у нас есть современные сады в Краснодарском крае. Но эффект то санкций в этом году нельзя сказать, что уже ощутим. Санкции санкциями, но жизнь продолжается. Мы видим, что продукция из стран, против которых введены санкции, по-прежнему попадают на полку. Нам просто нужно продолжать работу по модернизации и наращиванию объемов. По экспорту фруктов и овощей, пока мы не можем говорит, что мы сможем поставлять какие-то большие объемы, это связано с климатическими особенностями нашей страны. Но у нас есть большой потенциал в развитии молочной отрасли для налаживания поставок в соседние страны.
В течение, как минимум, трех лет мы бы хотели, чтобы существующие меры сохранились, по тому что период окупаемости по уже запущенным проектам составляет 7 лет в овощах. Во фруктах - в ближайшие три года мы должны выйти на самообеспеченность. По молоку нам надо серьезно работать.

Сергей Левин:
Сначала себя молоком напоим, потом уже и экспортировать будем.
11:01 Вопрос: какие рынки сейчас еще не достаточно исследованы для российского экспорта, но достаточно перспективны?

Сергей Левин:
Африка, Азия с самым крупным элементом - Китаем. Здесь я не скажу ничего нового.
10:59 Михаил Мамонов:
Наша организация, Российский экспортный центр, достаточно молодая. В своем развитии мы следуем за своим коллегами - Минсельхозом. Надо разделять виды экспорта, потому что есть отрасли, которые не нуждаются в нашей поддержки. Также нужно разделять наше содействие, которое мы можем оказать крупным и мелким компаниям. Первым мы можем помочь в вопросе страховании, выделения субсидированных кредитов на участие в выставках, малым предприятиям - практической помощью в сертификации, субсидиями на сертификацию. К нам обращаются компании, которые производят определенный товар, которым мы помогаем подобрать подходящие площадки для сбыта, причем, мы делаем это бесплатно. Достигнуты договорённости с большинством крупным электронных торговых площадок, которые занимаются сбытом продукции. На эти меры также предусмотрены государственные субсидии. Мы поддерживаем компании в этом вопросе и в финансовом плане, и в плане информационном. Я считаю, что количество мер, которые предпринимает государство по поддержке бизнеса превышает возможность этого рынка такие меры принимать. Не менее важно знание конечных потребителей о наших товарах, это также большой вопрос для нас.
10:47 Сергей Левин:
Я вынужден согласиться, что проблема африканской чумы свиней стоит очень остро в нашей стране. Мы сейчас активно работаем с Россельхознадзором в этом вопросе, во многом это связано с тем, что у ведомства недостаточно компетенции в этом вопросе, мы работаем над этим. Подвижки с Китаем, безусловно, есть, наши партнеры согласились признать принцип регионализации, для нас это большая победа.
10:44 Вопрос от модератора: Насколько я знаю, ваша компания решила не дожидаться, пока государство будет активно поддерживать экспорт. Вы начали развивать его уже давно. Чего вы рассчитываете добиться? Что нужно сделать, чтобы развивать экспорт в России?

Вадим Мошкевич:
Нужно преориентировать всю стратегию развития производства на экспорт. Сейчас она ориентировано на замещение импорта. Необходимо сделать, чтобы рентабельность проектов в сельском хозяйстве была высокой. В отрасли замещения импорта по мясу государство создало уникальные условия, которые позволили инвесторам в вкладываться. Да, бизнес брал на себя все риски, но рентабельность перекрывала их. Это произошло по мясу, зерну, скоро это нас ждет по индейке. В ряде отраслей мы увидим это а ближайшее время. Весь потенциал российского экспорта я вижу только в увеличении рентабельности. Конечно, нужно раскачивать и региональные бренды, но база заключается все-таки в рентабельности. Я вижу, что нам нужно повышать свою урожайность. Нужно повышать потенциал в семенах, мы пользуемся либо советскими семенами, либо импортными семенами, которые неригодны для нашей страны. Во-вторых - вода, у нас полстраны находится в зоне рискованного земледелия, нужно развивать мелиорацию. Дальле, нельзя субсидировать неэффективных, это неправильно. Также, нужно решить вопросы с ценами на терминалы, у соседней Украины цены на терминалы в два-три раза дешевле.
Наш Дальневосточный кластер мы завершим а этом году, мы полностью обеспечим страну свининой, начнем поставки в Китай, в этом мы не видим ни одного конкурента. Только три ближайшие провинции в Китае способны потребить 3 млн тонн. Я считаю, что бизнес недостаточно уделяет внимание ситуации с болезнями по ветеринарии, если государство не решит этот вопрос, мы рискуем потерять все инвестиции. Государство тратит недостаточно денег на этот вопрос.
10:37 Вопрос от модератора - насколько идет диверсификация экспорта?

Сергей Левин: не соглашусь, что нашими самыми главными потребителями являются Турция и Египет. За последние 5-7 лет у нас произошла существенная диверсификация экспорта. Конечно, если речь идет о странах Латинской Америки, то здесь нужно брать в расчет, что это трудные рынки в плане логистики. Но, хочу напомнить, что у нас до этого ещё никто не занимался развитием новых рынков в системном ключе. Надо понимать, что рынок Азии не ограничивается Китаем, мы должны работать в направлении расширения рынков.
10:27 Доброе утро! Мы начинаем трансляцию. Первый выступающий - Сергей Левин.

Сельское хозяйство - это единственная отрасль в России, которая растет в последние 15 лет. Нам есть куда расти, есть, куда развиваться, у нас очень большая площадь неиспользованных пашень. Мы в Минсельхозе рассматриваем экспорт как одну из отраслей, которая позволит сельскому хозяйству расти. Я еще помню те времена, когда российский экспорт только начинался, когда в стране не было ни одного элеватора, это было совсем недавно - буквально 10 лет назад. Сегодня мы уже на первом месте в мире по экспорту пшеницы. Благодаря этому росту производства мы пришли к состоянию, когда мы достигли самообеспеченности по целому ряду продуктов. Производство мяса растет по 15% в год. По некоторым секторам мы подходим к тому периоду, когда мы не можем обеспечить им дальнейшего роста. В этом мы не единственные. Практически все ведущие экономики мира занимаются поддержкой экспорта. Мы готовим программу поддержки экспорта АПК, с 1 января 2017 года у нас действует подпрограмма по поддержку экспорта - 2,4 млрд рублей. Мы должны к 2020 года увеличить экспорт на 4 млрд рублей. В рамках этого проекта мы будем заниматься поддержкой продвижения наших продуктов за рубежом и изучением новых площадок сбыта. По объемам закупок Китай сейчас сравнялся с Турцией, мы расширяем товарную линейку нашего экспорта. Пусть пока поставки мяса еще не настолько большие, но мы работаем над этим. Значительную часть нашей деятельности занимает работа по переоснащению лабораторий Россельхознадзора, которые будут поддерживать развитие экспорта. В Европе применим принцип защищенных географических наименований, с другой стороны мы все знаем большие компании, такие как mcdonalds, mars, nestle. Мы долго думали, по какому пути пойти нашему экспорту. Мы решили, что нам нужно совместить оба эти подхода: поддерживать большие компании и развивать продвижение региональных товаров. Мы должны добиться, чтобы такие товары, как белевская пастила стал международным. К сожалению, этот институт пока не сильно развит в нашей стране.
 
--:-- Начало 21.06.17 в 10:00 МСК

Модератор

Анфиса Воронина, редакционный директор коммерческих проектов, газета «Ведомости»

Темы для обсуждения
  • Экспорт как основное направление развития российского агробизнеса: результаты на сегодняшний день и потенциал возможного роста.
  • Взаимодействие или помощь: эффективный диалог между бизнесом и властью. Каковы взаимные ожидания?
  • Новые рынки сбыта. Как будет меняться география экспорта? Смогут ли российские сельхозпроизводители встать на «новый шелковый путь»?
  • Смена стратегии: возможен ли переход от самообеспечения к рациональному балансу импорта и экспорта?

Участники дискуссии

Анфиса Воронина
Газета «Ведомости»

Полина Гуща
Coface

Сергей Левин
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Михаил Мамонов
«Российский экспортный центр»

Сергей Михайлов
«Группа Черкизово»

Вадим Мошкович
Группа «Русагро»

Али Узденов
Старший вице-президент АФК «Система»
1498054194

2511 просмотров

Также рекомендуем:


MN НА ЮТЮБ
Телеграм MN
Комментарии
Планрка МЛК
кизельман-март-24
Нов 5 мин еженедельно

Сессии 18
до майских 24
Подпишитесь на нашу рассылку
Сессии 18


Аналитический центр Milknews
Масложир
Дзен
Масложир
Дзен