компоненты

Карантинная зона


Проблему реализации молока животных, больных лейкозом, обсуждают сейчас в Минсельхозе, в "молочных" НИИ и в хозяйствах. Острота вопроса связана с тем, что в этом году заканчивается переходный период перед вступлением в силу нового технического регламента Таможенного союза (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия) о безопасности пищевой продукции. По нему нельзя будет использовать в переработке сырое молоко предприятий, у которых в течение года были обнаружены животные, больные лейкозом.

В России, по данным Минсельхоза, почти половина всех заболеваний КРС – это лейкоз коров (лейкоз крупного рогатого скота - хроническая инфекционная болезнь опухолевой природы, возбудель - вирус; лейкоз у человека - другое заболевание). Им часто болеют представители самых продуктивных пород, ведь, чем больше производительность, тем слабее иммунитет животного. У диких животных лейкоз поражает не более 5% популяции. Вдобавок вирус лейкоза у коров передается воздушно-капельным путем, и из-за него забивают скот – по-другому предотвратить распространение сложно. Из-за высокой заразности примерно 70 регионов России находятся в зоне риска, то есть почти вся страна, так что вступление в силу новых правил скажется на всей отрасли, которая и так числится в отстающих среди различных направлений АПК.
 
До конца переходного периода, согласно решению Евразийской экономической комиссии от 2013 года, есть возможность производства и продажи такого сырого молока - в соответствии со старыми российскими требованиями (приказ Минсельхоза от 1999 года №359 позволяет использовать молоко больных лейкозом коров для производства молочной продукции после ее пастеризации).
 
Однако, как сообщал портал Milknews, в этом году - еще до завершения переходного периода - в связи с несоответствием требованиям Таможенного союза по лейкозу, многие хозяйства были лишены субсидий на 1 литр товарного молока, сданного в переработку. Такое сырое молоко считается несортовым, а на субсидии можно претендовать только при производстве сортового молока.
 
В связи с возникшими у молочников проблемами в Минсельхозе сейчас обдумывают вариант разрешения использования молока больных лейкозом коров, а Национальный союз производителей молока (Союзмолоко) предлагает продлить переходный период как минимум до 2017 года. Milknews решил разобраться, насколько безопасны такие варианты развития событий. 
 
Если российские чиновники прислушаются к производителям молока и примут их сторону, придется договариваться со всеми странами, входящими в Таможенный союз. Дело в том, что отдельная страна не может отменить правила техрегламентов Таможенного союза, а они прямо запрещают использование молока больных лейкозом коров, констатирует руководитель группы стандартизации  Российского союза предприятий молочной отрасли Лариса Абдуллаева. В этих техрегламентах сказано, что молоко из хозяйств, где в течение последнего года были зафиксированы случаи заболевания лейкозом, не подлежит переработке.

Интересно, что в США, например, совершенно другая практика: там на заболеваемость лейкозом вообще не смотрят, ограничений по переработке такого молока нет, решение вопроса, принимать ли такое молоко, остается на усмотрение заводов-переработчиков. При этом на субсидирование предприятий, где обнаружен лейкоз КРС, это не отражается.

Объяснение простое: пастеризация эффективно избавляет от всех микробов и вирусов, а потому и молоко от больных лейкозом коров после нее можно использовать без опасений. Об этом говорят и представители бизнеса, в частности, Союзмолоко. «Лейкоз коров, по сути, не влияет на качество продукта, если говорить именно о переработанном молоке.  А если учесть, что в России не прошедшее температурную обработку молоко в розничную торговлю поступать не может, то говорить об опасности такого сырья даже смысла нет. В США на это не обращают внимания именно потому, что молоко проходит температурную обработку», - объясняет исполнительный директор Союзмолоко Артем Белов.

Крупные агрохолдинги официально заявляют, что у них-то лейкоза нет: всех больных животных они забивают еще на стадии покупки скота, более того - готовы вырезать и все стадо при заражении хозяйства. Но специалисты по качеству уверены, что это преувеличение – предусмотреть все и уследить за тысячами коров в холдинге невозможно, да и не был бы лейкоз КРС самым распространенным заболеванием в России, если бы все так старательно соблюдали правила. «На самом деле в России далеко не всегда забивают больных лейкозом животных. Представьте, что стадо в сотни коров – сразу уследить за всем невозможно и финансовые потери будут большими», - уверена заведующая лабораторией технохимического контроля ФГБНУ ВНИМИ Елена Юрова.
 
Переработчики прямо об этом не говорят, но признаются, что и после вступления в силу новых правил найдут способ использовать сырье от лейкозных коров, если, конечно, заказчик будет не против. Но часто переработчики относятся к качеству сырья строже надзорных органов. У Danone, Valio, Arla Foods и других мировых брендов, имеющих собственное производство в РФ, стандарт качества сырья жестче российских ГОСТов и других государственных стандартов.

Да и многие чисто российские переработчики перестраховываются, так что спрос на такое молоко, скорее всего, будет невелик, даже если разрешение на его использование будет получено. «Считается, что молоко лейкозных коров можно без опаски употреблять в пищу после кипячения или пастеризации. Тем не менее мы не используем молоко больных животных», -  заявил Milknews коммерческий директор ООО «4Ф» (компания-поставщик продукции молочного бренда «Баба Валя») Антон Дулов.
 
Технологи предупреждают, что вариантов использования "лейкозного" молока немного – фактически оно требует очень глубокой переработки, но не годится для производства сыров, йогурта и даже для сушки.  «В молоке больных коров увеличивается содержание белка, но происходит это за счет иммуноглобулинов и альбуминов сыворотки крови, а для переработки нужен казеин, а не они. Снижается и содержание сухих веществ. То есть мы не получим СОМ (сухое обезжиренное молоко)», - описывает возможные проблемы с таким сырьем Елена Юрова.
 
В любом случае понятно, что лейкоз КРС  в России никуда не денется в ближайшее время. Никуда не денется и дефицит сырого молока на российском рынке, который, по некоторым оценкам, достигает 20-30%. Изъятие с рынка значительных объемов молока, полученного от "лейкозных" коров, только усугубит эту проблему. Самым разумным в этой ситуации представляется оставить все на усмотрение переработчика - хочет он, берет сомнительное по качеству молоко, не хочет - не берет. Но для того, чтобы оставить производителям выбор, нужно сначала отменить новые правила по лейкозу, которые вступят в силу уже через пару месяцев. 

1447416997

просмотров: 4034
Комментарии
ТЕЛЕГА
кизельман-март-24
ошейники

Чистота
током элит
полки 4 апреля
Подпишитесь на нашу рассылку
ТЕЛЕГА


Аналитический центр Milknews
ютуб
Дзен
ютуб
Дзен