Четыре года продовольственного эмбарго в 10 картинках
Российское продэмбарго празднует свой день рождения - 6 августа президентскому указу исполняется четыре года. В 2014 году под запрет попали продовольственные товары из США, Евросоюза, Канады, Австралии и Норвегии: мясо, колбасы, рыба и морепродукты, овощи, фрукты и молочная продукция. По этому поводу Министерство культуры даже предложило учредить День патриотизма в день, когда Россия закрыла свои границы от ряда импортных продуктов.
По этому поводу Milknews совместно с аналитическим центром Союзмолоко подготовили историю в картинках о том, что произошло на российском рынке молока за эти четыре года.
1. Импорт молока и молочной продукции предсказуемо упал
Импорт молока и молочной продукции серьезно сократился в 2014-2015 годах, став первым результатом введения торговых ограничений.
Если в 2016-2017 гг. импорт вновь начал расти на фоне растущих внутренних цен, то в 2018 году физический объем импорта молока и молочной продукции опять возобновил падение.
2. Выросли поставки молочной продукции из Беларуси
Доля Беларуси в импортных поставках молочной продукции после введения продовольственного эмбарго выросла приблизительно в 2 раза: если в 2012- 2013 годах на Беларусь приходилось около 40% импорта, то в 2015-2017 годах уже около 80%. Таким образом, ввоз молочных продуктов из «санкционных» стран был замещен поставками из Беларуси.
3. Поставки из одних стран сменились товарами из других
Доля прочих стран, не попавших под запрет, в 2012-2014 составляла около 20%. Затем она снизилась, но к 2017 году вновь приблизилась к уровню до введения эмбарго.
Из числа третьих стран больше всего молочной продукции в Россию поставляет Новая Зеландия. В сравнении с уровнем 2013 года, объем импорта в пересчете на молоко упал до 463 тыс. тонн.
Уже в 2018 году поставки из других стран стали сокращаться, а доля белорусскои? продукции в импорте молока – увеличиваться.
4. Внутренний рынок России: самообеспеченность начала расти
По итогам 2017 года уровень самообеспечения РФ молоком и молокопродуктами вырос, составив 82.4%. В целом, рост наблюдался с момента введения эмбарго, тем не менее уровень самообеспечения молоком остается ниже порогового значения в 90%, установленного в Доктрине продовольственной безопасности РФ.
Впрочем, если использовать данные о производстве молока в товарном секторе, а не общий объем надоя сырого молока, на который опираются Минсельхоз и ФСГС, то уровень самообеспечения оказывается более низким – 76.2% в 2017 году.
5. Ресурсная база для заполнения образовавшейся на рынке ниши растет
Товарное производство молока в РФ непрерывно растет с 2014 года, при этом величина надоев в нетоварном секторе, большую часть которого составляют хозяи?ства населения, устои?чиво сокращается уже почти 10 лет - с 2009 года. Уровень товарности производства молока растет, в прошлом году он составил 68.7%.
В 2018 году ожидается продолжение роста производства молока в товарном секторе, темп прироста может составить 3-3.5%.
6. Ограничения разогнали цены на молоко
Цена на сырое молоко продолжала расти с начала действия продэмбарго, но за первые 5 месяцев 2018 года резко снизилась. Тем не менее, сейчас уровень ниже только прошлогодней цены, все еще превышая показатель 2016 года.
7. Главными выгодополучателями от эмбарго стали производители сыра
Несмотря на дорожавшее сырье, производство сыра в России показывало все эти годы устойчивый рост, появились новые предприятия, многие компании решились на модернизацию.
Если в первые годы после введения эмбарго было не до конца понятно, насколько продолжительными будут ограничения, то спустя время инвесторы поняли, что это надолго, и начали более охотно вкладываться в сектор.
8. Сырные продукты - фавориты в условиях кризиса
Производство сырных продуктов выросло более чем на 19%, не снижая темпов и по сей день, равно как и импорт, который показал огромный скачок в период 2016-2017 годы.
Рост популярности сырных продуктов связан с продолжительным снижением покупательной способности населения - многие потребители оказались не готовы окончательно отказаться от покупки сыра, поэтому переключили свой выбор на более дешевый сегмент.
9. Эмбарго - шанс для российского сливочного масла
Производство сливочного масла также растет, однако потребление в последние три года остается практически на одном уровне. Наблюдается тенденция к снижению импорта, в первом квартале 2018 года он упал на 35.3% в сравнении с аналогичным периодом 2017 года.
10. Потребление молока сокращалось из-за падения покупательской способности
Молоко и молочные продукты – товарная категория, спрос на которую существенно зависит от доходов населения. Так, согласно данным Росстата, потребление молока в 10% наиболее обеспеченных домохозяйств почти в 2 раза превышало соответствующии? показатель для наиболее бедных домохозяи?ств.
Реальные располагаемые доходы населения снижаются с 2014 г., и в 2017 г. находились на 11% ниже уровня 2013 г. Годовое потребление молока в расчете на душу населения за рассматриваемый период сократилось на 6%, вернувшись к уровню 2005 года.
Вывод
Спустя четыре года можно сделать вывод, что продуктовое эмбарго внесло свою лепту в курс развития всего российского АПК, но в молочной отрасли революционных изменений не произошло. Критических последствий для рынка и коллапсов вроде «пустых полок» удалось избежать, а сама структура рынка претерпела изменения.
В общем объеме импорта доля белорусской продукции увеличилась почти в два раза, превысив 80% - можно с уверенностью говорить, что Белоруссия полностью заместила импорт из стран, попавших под контрсанкции. И стала первым выгодоприобретателем ответных санкций.
Эмбарго пошло на пользу и производителям молокоемкой продукции – рынок сыра значительно вырос, растет производство сливок, сливочного масла и СЦМ.
Однако, на протяжении всего периода происходила девальвация рубля, это сказалось на покупательной способности, и, как следствие, потреблении молока. Беднеющее население стало чаще делать выбор в пользу более дешевых товаров, как, например, сырные продукты. Еще одним последствием падения курса стал рост себестоимости молока и готовых продуктов из-за высокой импортозависимости по многим составляющим.
Тем не менее, рост производства сырого молока происходил на протяжении всех четырех лет благодаря благоприятной ценовой конъюнктуре и мерам господдержки, в том числе компенсации CAPEX-ов и сохранившейся субсидии на литр товарного молока
С точки зрения Союзмолоко, в данный момент стимулирующий эффект от санкций уже исчерпан, поэтому необходимо актуализировать задачи, отразив их в новой госпрограмме. В целом, отрасли сейчас необходимо стабилизироваться и достичь повышения доходности, а затем решать проблему сокращения отставания по генетике.
Автор: Мария Жебит