компоненты

По итогам 2016 года объем экспорта молочной продукции из РФ вырос на 10%, за январь 2017 года - упал на 3%


Экспорт молочной продукции из России остается сравнительно небольшим, однако в 2016 году отмечено увеличение поставок молочной продукции за рубеж в сравнении с 2015 годом. По предварительным оценкам АЦ MilkNews, объем экспортных отгрузок молочной продукции оказался в 2016 году на 10% выше в сравнении с 2015 годом и составил 736 тыс. т на сумму 264 млн USD, при этом стоимость экспорта увеличилась только на 4,8%, что свидетельствует о снижении средних экспортных цен на молочную продукцию.

По предварительным оценкам Росстата, экспорт в 2016 году молочной продукции составил 644 тыс. т, что на 6,3% больше объемов 2015 года.

Увеличение объемов экспорта по предварительным итогам 2016 года отмечается по ключевым группам молочной продукции в структуре экспорта:

  • мороженое (+30%, экспортировано 17,2 тыс. т на 38,2 млн USD),
  • сырные продукты (+28%, экспортировано 22,6 тыс. т на 25,7 млн USD),
  • цельномолочная продукция (экспортировано на 12% больше продукции – 48,0 тыс. т на сумму 25,7 млн USD),
  • молочная сыворотка (в 2 раза больше, экспортировано 3,3 тыс. т на 2,9 млн USD),
  • сливочное масло (на 9% больше, экспортировано 5,0 тыс. т на 12,5 млн USD),
  • сыры и творог (+2%, экспортировано 25,2 тыс. т на 57,0 млн USD).


По итогам 2015 года из России было экспортировано 670 тыс. т молочной продукции в пересчете на молоко (-7% в сравнении с 2014 годом) на общую сумму 252 млн USD (по оценкам Росстата, экспорт в 2015 году составил 606 тыс. т, что на 3,7% меньше объемов 2014 года).

В январе 2017 года совокупный экспорт молочной продукции (в пересчете на молоко) оставался на 3% ниже, чем в январе 2016 года, при этом стоимостная оценка выросла на 39% из-за сохранения более высоких уровней цен на молочную продукцию на мировом рынке. Всего в январе 2017 года было экспортировано 46,8 тыс. т молочной продукции (в пересчете на молоко) на общую сумму 19,3 млн USD. Сокращение физических объемов экспорта в январе произошло по всем ключевым видам молочной продукции, кроме сырных продуктов (+19,5%, до 1,4 тыс. т на 1,9 млн USD), сыров (+13,6%, до 1,0 тыс. т на сумму 3,0 млн USD), кисломолочной продукции (+5,0%, до 4,5 тыс. т на сумму 5,3 млн USD) и СОМ (+28,8%, до 2,2 тыс. т на сумму 3,2 млн USD). Наибольшее относительное снижение объемов произошло в отношении сливочного масла (-42,7%, до 0,3 тыс. т на сумму 1,2 млн USD), молочной сыворотки (-30,5%, до 0,05 тыс. т на сумму 66,5 тыс. USD), творога (-18,6%, до 0,7 тыс. т на сумму 1,3 млн USD), цельномолочной продукции (-13,1%, до 3,5 тыс. т на сумму 2,3 млн USD), сухого молока 1,5 – 27% жирности (экспортировано в 4 раза меньше, 0,02 тыс. т на сумму 85,1 тыс. USD). В меньшей степени сократился экспорт мороженого (-5,5%, до 0,38 тыс. т на сумму 0,9 млн USD).

Структура экспорта по видам молочных продуктов остается относительно стабильной на протяжении нескольких лет. Наибольший удельный вес в экспорте (в стоимостном выражении) приходится на кисломолочную продукцию (26% в 2016 году), на втором месте – сыры и творог (22%), далее следуют мороженое (15%), сгущенные и сухое молоко и сливки (12%), цельномолочная продукция (10%), сырные продукты (10%), сливочное масло и другие молочные жиры (5%). При этом в сравнении с 2015 годом в структуре экспорта в 2016 году увеличилась доля сырных продуктов и мороженого, снизилась – сгущенного и сухого молока и сливок, кисломолочной и цельномолочной продукции, сыров и творога. В январе 2017 года в стоимостной структуре экспорта снизилась доля мороженого, что связано с более интенсивным ростом мировых цен на другие категории молочной продукции, а также с сокращением физических объемов экспорта мороженого из-за сезонного фактора.

В 2015 году было отмечено увеличение объемов экспортных поставок из России только цельномолочной продукции, экспорт других видов молочной продукции снижался. По итогам 2015 года объем экспорта цельномолочной продукции увеличился в 2 раза, с 20,2 до 43,0 тыс. т. В стоимостной оценке увеличение не настолько существенное (+6,5%, до 25,4 млн USD), то есть средняя цена на экспортируемую цельномолочную продукцию в долларовом эквиваленте снизилась (591,5 USD/т в 2015 году против 1 183,4 USD/т в 2014 году), что объясняется существенной девальвацией национальной валюты. Вместе с тем ослабление рубля по отношению к доллару и евро оказывается выгодным российским экспортерам (в случае заключения контрактов в альтернативных валютах), продукция становится более конкурентоспособной на мировом рынке. При этом недостаточный уровень самообеспечения населения страны, низкая производственная база в молочном животноводстве сдерживают развитие экспорта молочной продукции, как с точки зрения объемов, так и географии поставок.

Таким образом, приоритетными экспортными молочными товарами для России являются: цельномолочная продукция, в том числе кисломолочная, мороженое, сыры и сырные продукты, сухое и сгущенное молоко.

В 2015 и 2016 годах Россия увеличила отгрузки мороженого и сырных продуктов в Китай, однако основными потребителями молочной продукции, экспортируемой из России, остаются страны СНГ. Территориальная структура экспорта по странам назначения сохраняется относительно постоянной на протяжении нескольких лет. Основным потребителем российской молочной продукции является Республика Казахстан и другие страны СНГ. При этом доля Казахстана планомерно снижается (в 2013 году – 56%, в 2015 году – 48%, по предварительным итогам 2016 года – 45%), а доля Украины, напротив, растет (с 5% в 2013 году до 17% в 2016 году), что может быть связано с поставками безвозмездной помощи в Украину.

Помимо стран СНГ российскую молочную продукцию импортируют также Китай, Абхазия, Монголия, Грузия, Южная Осетия, Израиль, США, Чили, Канада, Гонконг, Япония, Республика Конго, ОАЭ, Республика Корея и ряд прочих стран, в том числе европейских (Германия, Польша, Румыния, Болгария, Латвия и другие).

Всего в 2014 году в страны СНГ было направлено 93% всей экспортируемой из России молочной продукции, в 2015 году доля стран СНГ в российском экспорте снизилась до 92%, по предварительным итогам 2016 года составила 91%. Всего в страны СНГ (в основном, в Казахстан, Украину и Белоруссию) в 2016 году было направлено 673 тыс. т молочной продукции (в пересчете на молоко). На страны вне СНГ пришлось 63 тыс. т. Основной объем российской молочной продукции (вне стран СНГ) был направлен в 2016 году в Абхазию, Монголию, Грузию и Китай. Вместе с тем в июне 2016 года была осуществлена поставка молочной продукции в Сирийскую Арабскую Республику: было поставлено 41 т сливочного масла на сумму 77,1 тыс. USD (средняя расчетная цена – 1,88 USD/кг, или 122,8 руб./кг). В 2015 году в Сирию было направлено молочной продукции на сумму 5,2 тыс. USD (молоко и сливки 1-6% жирн., сливочное масло и кисломолочная продукция). В 2012 – 2014 годах экспорт в Сирию молочной продукции из России не осуществлялся.

В 2016 году значительно увеличились поставки молочной продукции в Китай, и хотя физические объемы поставок все еще остаются небольшими (около 1,7% в структуре экспорта по предварительным итогам 2016 года), в относительном выражении объемы поставок выросли в 3,7 раза в сравнении с тем же периодом 2015 года, до 12,7 тыс. т в пересчете на молоко на сумму 8,0 млн USD (в 3,2 раза больше, чем в 2015 году).

Таким образом, Китай является одним из ключевых стратегических торговых партнеров и направлений расширения экспорта молочной продукции с учетом его статуса как крупнейшего импортера молочной продукции. Однако основной прирост экспорта отмечается в отношении мороженого, наращивание поставок других видов молочной продукции сдерживается действующими в Китае ограничениями на импорт молочной продукции. Конкурентными преимуществами российской молочной продукции при этом являются: сравнительно низкие логистические издержки (в сравнении, например, с поставками из Европы, Новой Зеландии и Австралии), возможность доставки молочной продукции в кратчайшие сроки после ее изготовления, высокое качество готовой продукции, рациональное соотношение "цена – качество".

Для успешной реализации кампании по импортозамещению в молочной отрасли и реализации экспортного потенциала российских компаний необходимо, прежде всего, нарастить объемы внутреннего производства сырого молока, что возможно в текущих экономических условиях только путем применения эффективных инструментов государственной поддержки, направленных на поддержку кредитования экспортной деятельности, содействие российским товаропроизводителям и экспортерам в участии в зарубежных выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях, организацию и проведение централизованной кампании по продвижению брендов российской молочной продукции на мировом рынке, ликвидацию административных барьеров при оформлении соответствующих документов.


 
1490869733

5208 просмотров

Также рекомендуем:


MN В ДЗЕН
Телеграм MN
Планрка МЛК
кизельман-март-24
Нов 5 мин еженедельно

Сессии 18
до майских 24
Подпишитесь на нашу рассылку
Сессии 18


Аналитический центр Milknews
Масложир
Дзен
Масложир
Дзен