компоненты

Отмена квот на производство молока в ЕС: плюсы и минусы


С сегодняшнего дня – 1 апреля – отменены квоты на производство молока в ЕС, которые вводились 30 лет назад для того, чтобы справиться с «масляными горами» и «молочными реками».

В 1984 году лидеры ведущихз европейских держав договорились о том, что нужно ввести ограничения на производство молока и молочных продуктов, чтобы справиться с перепроизводством. Несколько лет назад эта проблема, казалось бы, была решена, запасы сократились до минимальных уровней, цены били рекорды. В 2008 году было принято решение об отмене квот с 1 апреля 2015 года, и ЕС начал готовится к этому событию, прорабатывать механизмы отмены и сценарии того, как изменится рынок после отмены квот.

Александр Антон, генеральный секретарь European Dairy Association (EDA), в интервью Milknews подчеркнул, что ждет позитивных изменений после отмены квот – рынок станет свободнее – и только. «Отмена квот – это не стихийное бедствие, а процесс, который был тщательно изучен и проанализирован, прежде чем были приняты рекомендации по его проведению. Европейский молочный рынок готовится к отмене квот вот уже десять лет. Было принято множество мер для того чтобы этот переход прошел мягко. Одной из таких мер было постепенное увеличение квот на 1% в год с 2009 года», - пояснил свою позицию господин Антон.

Производители смогут адаптироваться к отмене квот, уверен глава EDA, так как европейская молочная продукция будет востребована вследствие традиционно высокого качества и растущего спроса во всем мире. Большие надежды европейские производители молока возлагают, в частности, на китайский рынок, где отмечается революционный рост спроса. Но хотя китайцы под влиянием западной культуры вдруг осознали полезность молока и молочных продуктов, но спрос у них не специфические продукты: в КНР любят ультрапастеризованное молоко, чтобы его можно было не хранить в холодильнике, причем отдают предпочтение молоку с наполнителями. Это, в принципе, на руку европейским поставщикам, у которых есть проблема доставить продукт в сохранности через полмира.

Однако в разгар подготовки к отмене квот Китай, на который с оптимизмом смотрела Европа, вдруг резко сократил закупки за рубежом, отчасти, потому что достаточно пополнил запасы, отчасти из-за роста внутреннего производства (в западных СМИ стала все чаще появляться информация о том, что в Китае молоко отдают на корм скоту из-за слишком низкой закупочной цены).

А тут еще случилось российское эмбарго, и многие страны ЕС, в первую очередь Латвия, Литва, Эстония и Финляндия, традиционно ориентированные на экспорт своей продукции в Россию, оказались в состоянии критического перепроизводства, которые вызвало падение закупочных цен в 1,5 раза – в отдельных странах до уровня 22-24 центра за литр. Помощи местных правительств и Еврокомиссии, выделивших субсидии пострадавшим от эмбарго фермерам-молочникам, оказалось недостаточно – многие фермеры, в частности, в Болгарии, оказались на грани разорения.

Дополнительным бременем для молочной отрасли стали штрафы за превышение квот ЕС – за каждый «лишний» литр производители молока должны были заплатить по 28 центов, выше реальной закупочной цены этого молока. Часть фермеров начала забивать молочный скот и сворачивать молочный бизнес, но другие делали ставку на отмену квот и не желая терять свою долю рынка сохраняли уровень производства молока. Тем не менее, с начала 2015 года на мировом рынке цены на молочные продукты понемногу пошли вверх – на аукционе Fonterra они росли шесть торговых сессий подряд.

Аналитики называли март как месяц перелома тенденции и стабилизации рынка. Дополнительным позитивным фактором считают изменение общей сельскохозяйственной политики (Common Agricultural Policy) – теперь больше нет прямой связи между субсидиями ЕС и производство продовольствия. Предполагается, что это изменение также позволит сократить профицит на рынке.

Сами фермеры с одной стороны приветствуют большую свободу рынка, с другой – опасаются, что конкуренция станет еще жестче и тем, кого местные правительства поддерживают в меньшей степени придется уйти с рынка. Есть также опасения, что в результате отмены квот уменьшится роль ЕС на мировом молочном рынке.
Дэвид Коттон, британский фермер, заявил BBC, что с отменой квот Европа перестанет быть крупным игроком в молочном секторе и что Новая Зеландия, Ирландия и США составят ЕС серьезную конкуренцию. Но меньше вмешательства в рыночные механизм его радуют, он считает, что «рынок может сам себя отрегулировать». Коттон отмечает, что, по прогнозам, уже в ближайшие годы спрос превысит предложение, чтобы выиграть в конкурентной борьбе, нужно уделять больше внимания и инновациям, например, особым видам сыров или спортивным напиткам. Традиционно в Британии отдавали предпочтение жидкому молоку, однако, этот рынок больше не является премиальным.

Фей Джонс, представитель британского союза фермеров National Farmers' Union (NFU) заявила, что NFU приветсвует отмену квот, поскольку британские фермеры никогда не превышали разрешенного уровня. Фей Джонс отмечает, что отрасль страдает не столько от квот, сколько от других проблем, в частности, из-за разрыва себестоимости производства молока и его розничной цены. Ритейлеры стойко держат низкие цены на молоко – во многих британских супермаркетах оно стоит дешевле бутилированной питьевой воды.

Многие производители молока в Европе не соглашаются с позицией NFU и других организация, поддерживающих отмену квот. 1 апреля в Брюсселе состоялась очередная акция протеста фермеров, которые стараются всеми силами привлечь внимание общественности к проблемам отрасли и требуют от ЕС продолжать регулировать молочный рынок.  

Впрочем, от регулирования рынка ЕС и не отказывается – как минимум будут проводиться интервенции и выплачиваться субсидии. NFU и федерация европейских фермеров Copa Cogeca хотят, чтобы ЕС повысила цену, при которой начинают проводиться интервенции на молочном рынке, до уровня близкого к издержкам производителей, а также рассотрела возможность создания рынка фьючерсных контрактов на молочные продукты в качестве страховой схемы для фермеров, пояснила Фей Джонс.

Очевидным плюсом для рынка станет отмена штрафов за превышение квот, которые подрывали и без того не самый прибыльный бизнес. Так, ирландские молочники заплатили в последний год действия квот 75 млн евро штрафов. А Ирландия экспортирует 85% своей молочной продукции.
 
Ведущие производители коровьего молока в ЕС в 2013 году:
Германия – 31,3 млн т
Франция – 24,4 млн т
Великобритания – 13,9 млн т
Польша - 12,7 млн т
Нидерланды - 12,4 млн т
Италия – 11,3 млн т
 
Текст: Ольга Кучерова
 

1427895310

8394 просмотра

MN В ВК
Телеграм MN
ТЕЛЕГА
кизельман-март-24
ошейники

Чистота
током элит
полки 4 апреля
Подпишитесь на нашу рассылку
ТЕЛЕГА


Аналитический центр Milknews
ютуб
Дзен
ютуб
Дзен