Сдерживание цен на полимеры для пластиковой упаковки в некоторой степени способствовало бы ограничению конечной стоимости товаров. Об этом заявил «Известиям» Марк Гойхман, главный экономист информационно-аналитического центра TeleTrade, в пятницу, 18 февраля.
Ранее в пятницу СМИ со ссылкой на источник в одной из розничных сетей писали, что производители продуктов питания уменьшают размер упаковки товаров из-за роста расходов и чувствительности потребителей к ценам, чтобы сохранить рентабельность и своих клиентов. О таких мерах заявили в том числе Nestle, Danone, «Макфа», Mars, Heineken, Unilever, в сети магазинов «Верный» и «Лента». В то же время во «ВкусВилле» «Известиям» рассказали, что не зафиксировали уменьшения размеров упаковок продуктов.
По словам Гойхмана, снижение размера упаковки не уменьшает продовольственную инфляцию, а наоборот, подспудно стимулирует рост цен. Дело в том, что при неизменной цене уменьшение упаковки чаще всего незаметно для покупателей и они продолжают приобретать их в прежних объемах, поддерживая спрос на подорожавшие продукты. А это — сильный фактор дальнейшей инфляции, подчеркнул он.
«Сдерживание цен на полимеры для пластиковой упаковки не оказало бы решающее значение, поскольку, как писали «Известия» ранее, доля полимеров составляет до 40% от стоимости упаковки, а сама она занимает лишь 5% в себестоимости продуктов питания. Но шаг тем не менее был бы знаковым», — полагает Гойхман.
Речь идет о статье «Известий» от 24 мая 2021 года, в которой сообщалось, что доля полимеров составляет лишь до 40% от стоимости упаковки, а сама тара занимает лишь 5% в себестоимости продуктов. Тогда власти обсуждали меры по снижению цен на пластиковую упаковку. Минэнерго, Минсельхоз, Минпромторг к 25 мая должны были предложить варианты по регулированию стоимости на первичные полимеры, но предоставили ли министерства варианты, не сообщалось.
Гойхман допустил, что, вероятно, данное решение застопорилось из-за значительного роста цен на нефть и нефтепродукты в последние месяцы. В таких условиях нефтехимическим компаниям затруднительно и невыгодно сдерживать цены на свою продукцию, считает он. Экономист допустил, что имеет смысл использование механизма, близкого к демпферному, который применяется для сдерживания цен на бензин.
«При росте нефтяных цен государство за счет налогов гибко компенсирует недополученную прибыль нефтяникам при направлении нефти на производство топлива для внутреннего рынка в противовес экспорту. Для нефтехимии подобные меры не предусмотрены. Хотя за счет роста нефтяных цен бюджет получает дополнительные, незапланированные доходы, которые могли бы быть использованы для подобных целей», — пояснил эксперт.
Снижение размера упаковки, по его словам, выгодно лишь производителям и продавцам, позволяя корректировать удорожание их продукции и компенсировать вынужденно растущие затраты. Поэтому при сохранении высокой инфляции подобные явления будут развиваться, распространяться на все новые виды товаров.
Однако это же за счет повышения профицита бюджета создает дополнительные возможности сдерживания цен, полагает специалист. В частности, для участников цепочки производство–оптом–розница можно предусмотреть, например, временные льготы по ставке НДС, который платится на каждом этапе данного цикла. Потери бюджета от этого не будут критичными в условиях его профицита. Но такие меры уменьшат давление на стоимость продукции и ограничат повышение цен, подчеркнул он.
Наталья Гаврилова, генеральный директор поставщика полиэтиленовой упаковки ООО «ПакБери», заявила «Известиям», что за последние полгода цена сырья на тонкие пластики выросла более чем на 30%, что сказывается на цене конечных товаров. Однако заказчики стараются максимально снизить эту статью расходов и выбирают минимальные параметры для упаковки — размер, плотность, — пытаясь сохранить приемлемое для себя качество.