«Ъ»: удорожание сливочного масла в рознице привело к снижению продаж
Затянувшийся рост цен на сливочное масло и отказ производителей из-за высоких издержек проводить скидочные акции в рознице приводят к сокращению потребительского спроса. Продукт стал фактически единственной значимой молочной категорией, продемонстрировавшей за год снижение продаж в ритейле. Помимо выросшей на четверть за год рыночной стоимости, потребление может сдерживать стремление населения есть меньше выпечки и жареного.
Натуральные продажи сливочного масла и маргарина в рознице в целом по России с октября 2023 по сентябрь 2024 года снизились на 1,3%, подсчитали в NielsenIQ. Практически все остальные значимые категории молочной продукции показали рост: пастеризованное молоко — на 3,2%, сметана — на 3,8%, творог — на 9,6%, сливки — на 17,9%. В «Магните» говорят, что в январе—августе 2024 года спрос на сливочное масло рос сдержанно — не такими темпами, как год назад.
На продажи в розничных сетях приходится 70–80% общего объема потребления сливочного масла, поясняют в ассоциации «Союзмолоко» (объединяет крупных производителей и переработчиков молока). Для маргарина этот канал сбыта традиционно выступает не таким существенным, говорит собеседник “Ъ” на масложировом рынке.
Глава «Союзмолока» Артем Белов считает основной причиной роста цен увеличение в последние несколько лет потребления, в том числе сегментом общепита, в целом молочных жиров — например, творожных сыров и мороженого. Это совпало с резким сокращением импортных поставок в 2022 году из-за ухода с рынка РФ производителей из Южной Америки и Новой Зеландии. В 2023 году в «Союзмолоке» говорили о падении поставок из стран дальнего зарубежья в десять раз. Сейчас, по словам господина Белова, этот объем удалось заместить, в том числе за счет молочных жиров из Белоруссии, Индии, Киргизии, Азербайджана и Ирана. Сейчас в Россию завозится около 20% потребляемого в стране сливочного масла, значение растет, говорит эксперт.
масло