Минздрав представил последнюю версию стратегии по продвижению ЗОЖ в правительство
Минздрав представил, предположительно, последнюю версию стратегии по продвижению здорового образа жизни в правительство. Новый документ в сравнении с предыдущими версиями более концептуален, сильнее ориентирован на стимулирующие госрасходы и в меньшей степени на экономические меры принуждения к благополучию. Текст уже не содержит идей жесткого регулирования производителей питания, которые ранее блокировало Минэкономики. Экономические стимулы к сохранению здоровья, предлагаемые Минздравом, вряд ли могут быть реализованы в ближайшее время, хотя стратегия может быть согласована правительством до 15 февраля.
Минздрав доработал и направил в правительство новый проект стратегии по формированию здорового образа жизни населения, профилактике и контролю неинфекционных заболеваний на период до 2025 года (есть у “Ъ”). Ведомство просит правительство согласовать его до 15 февраля. Минздрав предлагает различные варианты стратегии уже несколько лет, но ранее ее отказывалось согласовывать Минэкономики, опасаясь, что предлагавшиеся ограничения скажутся на российском бизнесе.
Нынешняя версия стратегии носит менее детальный характер, хотя основные проблемы, цели и меры по их достижению в ней не изменились. Как и раньше, Минздрав называет основной причиной смертности россиян сердечно-сосудистые заболевания (47% всех смертей), экономический вред от которых в 2016 году составил 2,7 трлн руб., или 3,2% ВВП. Главными факторами их возникновения являются высокое артериальное давление и повышенный уровень холестерина из-за курения, употребления алкоголя и неправильного питания. Употребление сигарет, по версии документа, который ссылается на международные исследования, обуславливает около 20% смертности населения. От причин, связанных с алкоголем, в РФ умирает каждый пятый мужчина. Заболевания, связанные с рационом питания, обеспечивают 63% смертей.
По мнению Минздрава, чтобы в таких условиях сократить смертность на 25% к 2025 году, а темпы прироста численности страдающих ожирением на 5%, нужно снижать риски и на индивидуальном, и на популяционном уровне.
Что касается отличий нынешнего документа от предыдущих, как отмечает президент Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод Максим Новиков, теперь в нем «нет антинаучного разделения продуктов на "здоровые" и "нездоровые", не прописаны конкретные фискальные меры в отношении категорий нашей индустрии». «Мы рассчитываем на то, что в процессе реализации мер стратегии, в частности изменений в законодательном поле, бизнес будет приглашен к обсуждению деталей и возможных последствий»,— говорит он. Впрочем, как отмечает источник “Ъ” на рынке, кроме стратегии развитие здорового образа жизни в стране будет регулировать еще и федеральный проект «Формирование системы мотивации граждан к ЗОЖ, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек» нацпроекта «Демография»: «Там риски введения акцизов или иной формы ограничений на оборот продукции остаются».
В остальном большинство предложенных в стратегии мер уже учтены в других программах. Так, развитие сети сосудистых центров, обновление оборудования и расширение профилактики заболеваний — часть нацпроекта «Здравоохранение». О создании реестра пациентов с онкологическими заболеваниями Минздрав уже объявил в 2018 году, распространение этого механизма на другие группы пациентов вряд ли принципиально ново.
Относительно свежи предложения о введении стимулов к сохранению здоровья как для населения, так и для работодателей, но вряд ли Белый дом решится реализовать их в ближайшее время.
Это неизбежно потребует коррекции системы ОМС, а формально бесплатное здравоохранение с равным доступом является одним из главных достижений российской соцполитики и на фоне пенсионной реформы вряд ли подвергнется изменениям. Впрочем, отдельные идеи по увязке, например, диспансерных осмотров и выплат по больничным в правительстве есть.
В мировом контексте предложения Минздрава совпадают с трендами в здравоохранении развитых стран, хоть и с опозданием на несколько лет. В частности, с проблемой ожирения сейчас столкнулись практически все страны. С начала 2000-х ряд государств пытается повлиять на питание граждан как стимулирующими, так и ограничительными мерами. Пока эффект от них ограничен, а научное сообщество накапливает все больше опровержений прямой связи между избыточным весом и ранней смертностью, что заставляет пересмотреть стандартные подходы к регулированию питания. Помимо идеологии в документе Минздрава можно критиковать и подход к статистике, положенной в основу картины нынешнего состояния здорового образа жизни в РФ. Так, данные о питании населения, как ранее сообщали эксперты РАНХиГС, могут сильно расходиться с реальной картиной. Видимо, именно с учетом этой проблемы вице-премьер Татьяна Голикова ранее пообещала к 2020 году модифицировать сбор такой информации, что может заставить Минздрав корректировать многие показатели его программ. Кроме того, для полноценной реализации стратегии ведомству были бы необходимы аргументы экономического плана, чтобы обосновать расходы. Но ни у Минздрава, ни у Минэкономики сейчас нет данных для расчета экономических потерь от преждевременной смертности и инвалидизации, даже требование расчета показателей «продолжительности здоровой жизни» может быть реализовано лишь через несколько лет.
В мировом контексте предложения Минздрава совпадают с трендами в здравоохранении развитых стран, хоть и с опозданием на несколько лет. В частности, с проблемой ожирения сейчас столкнулись практически все страны. С начала 2000-х ряд государств пытается повлиять на питание граждан как стимулирующими, так и ограничительными мерами. Пока эффект от них ограничен, а научное сообщество накапливает все больше опровержений прямой связи между избыточным весом и ранней смертностью, что заставляет пересмотреть стандартные подходы к регулированию питания. Помимо идеологии в документе Минздрава можно критиковать и подход к статистике, положенной в основу картины нынешнего состояния здорового образа жизни в РФ. Так, данные о питании населения, как ранее сообщали эксперты РАНХиГС, могут сильно расходиться с реальной картиной.
Видимо, именно с учетом этой проблемы вице-премьер Татьяна Голикова ранее пообещала к 2020 году модифицировать сбор такой информации, что может заставить Минздрав корректировать многие показатели его программ. Кроме того, для полноценной реализации стратегии ведомству были бы необходимы аргументы экономического плана, чтобы обосновать расходы. Но ни у Минздрава, ни у Минэкономики сейчас нет данных для расчета экономических потерь от преждевременной смертности и инвалидизации, даже требование расчета показателей «продолжительности здоровой жизни» может быть реализовано лишь через несколько лет.
Источник: "Коммерсантъ"