Кадры

В НИЦ «Здоровое питание» обсудили глобальный тренд на растительное питание


Все больше людей отказываются от животных продуктов в пользу растительных. Эксперты считают, что к 2050 году эта концепция может стать новой пищевой парадигмой. Врачи и диетологи выступают в ее поддержку. Производители продуктов питания и ритейлеры ловят тренд и также включаются в сегмент health and wellness. Рынок альтернатив молочной продукции растет. Как развивается эта ниша в России и ждет ли ее успех в наших реалиях?
 
Научно-исследовательский центр «Здоровое питание» провел дискуссию «Растительное питание: игры маркетологов или принцип ЗОЖ». Проблему обсудили ученые, врачи, представители бизнеса, розничных сетей и приверженцы здорового образа жизни.
 
Что думает наука
 
В июне медицинское сообщество озвучило итоги масштабного исследовательского проекта EAT Lancet. Проект объединил ученых из 16 стран мира. Специалисты вывели формулу оптимального для здоровья рациона: 80% тарелки нужно заполнять растительными продуктами: овощами, фруктами, бобовыми, зеленью, крупами, цельнозерновыми. 20% – животными: мясом, молоком, яйцами, рыбой.
 
«Ученые пришли к выводу, что переход на такой тип питания поможет сохранить 11 млн жизней в год, – рассказал председатель правления НИЦ «Здоровое питание», д.м.н., завкафедрой фармакологии МГУ Олег Медведев. – Если вырастет потребление растительных продуктов, то вырастет и потребление полезных веществ.  К 2050 году смертность от рака, болезней сердца и диабета снизится на 19-24%. Для этого нужно в 2 раза снизить потребления животных продуктов и сахара и при этом в 2 раза увеличить потребление фруктов, орехов, овощей и бобовых. Растительные продукты должны стать базой рациона, в том числе главным источником протеина и жиров».
 
Как реагирует западный рынок
 
Глобальные продовольственные компании, которые производят традиционные молочные продукты, запускают линейки растительного молока, сыра, йогуртов, мороженого, спредов из растительных масел.
 
Страны-лидеры по производству и потреблению готовых продуктов на растительной основе – Финляндия, Швеция, Германия, Голландия, США, Канада. Продажи таких продуктов с 2014 года в США выросли на 31%, в странах Европы на 24%. Розничные продажи сыра на растительной основе в США увеличились на 45% в годовом исчислении, растительных сливок – на 25%, йогуртов – на 31%.
 
Ключевые ингредиенты для создания альтернатив – бобовые, орехи и растительные масла.
 
«Растительные жиры – это незаменимая часть питания, считает врач-диетолог, к.м.н, ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии» Юлия Чехонина. – В отличии от животных жиров, растительные масла не содержат насыщенных жирных кислот и холестерина. Отсутствие избытка этих составляющих в питании – профилактика атеросклеротических образований и здоровые сосуды, залог долголетия».
 
В растительных маслах содержатся полезные жиры омега-3, 6 и 9. За счет сочетания нескольких видов масел производители формируют баланс этих компонентов и других важных составляющих. Современные технологии позволяют производить безопасные и полезные для здоровья маргарины и спреды, в которых целенаправленно задают оптимальное для здоровья соотношение жирных кислот.
 
Производители, которые не успели перестроиться под потребительские предпочтения, оказываются на пороге банкротства. Среди них – Dean Foods, крупнейшая молочная компания США. Dean Foods была основана в 1925 году – каждый американец выпивал стакан молока в день. За первые шесть месяцев 2019 года продажи Dean Foods упали на 7%, прибыль сократилась на 14%. Акции Dean Foods подешевели на 80% с начала года.
Эксперты связывают банкротство с тем, что компания не выдержала конкуренции с растительными аналогами. В 21 веке американцы употребляют все меньше традиционной молочной продукции и все больше альтернативных продуктов на растительной основе. В 1970 году американцы выпили на 37% меньше молока, чем в 2017. Продажи молока в 2018 году составили 13,6 миллиардов долларов США, по сравнению с 14,7 миллиардами в 2017.
 
В похожей ситуации оказалась компания Kraft Heinz, годовой оборот которого совсем недавно равнялся десяткам миллионов долларов, а портфель молочных брендов состоял из десятков имен, любимых поколениями американцев.
 
Эти компании допустили одну и ту же ошибку: не стали вкладываться в развитие новых технологий, когда в индустрию пришли стартапы со свежими идеями и новыми, незнакомыми продуктами.
 
Как реагирует ритейл
 
Реализация стратегии здорового образа жизни становится важным шагом и для ритейла. В европейских супермаркетах появляются специальные торговые пространства для продажи растительных альтернатив – «зеленые полки». Эта концепция впервые появилась в Финляндии. Сеть Kesko – для удобства покупателей выделила особое пространство «vege», в котором представлены только продукты на растительной основе.
 
Тренд на растительное питание формируется в России, хотя и с отставанием от Европы. Продажи растительного молока в объемах выросли более чем в 5 раз по сравнению с прошлым годом. 46% растительного молока продается через гипермаркеты.
 
«Ритейл стремится предоставить наилучшие продукты в ответ на потребность покупателей. От производителей ЗОЖ мы ждём продукты с чистым составом, вкусные и в привлекательной упаковке. Свежий пример быстрого развития направления – растительное молоко вошло в корзину покупок не только веганов, людей с непереносимостью молока, но и более широкого круга сторонников ЗОЖ», - заметила Лидия Макшейн, руководитель направления «Здоровье» сети «Перекресток».
 
Лидер нашего рынка – овсяное молоко. Овсянка традиционно связана в нашем сознании с пользой и здоровьем. Роль играет и дешевизна: овсяное молоко в 3-4 раза дешевле миндального или кокосового.
 
На полках российских супермаркетов можно встретить бельгийское растительное молоко марки Alpro, финское Oddlygood – бренда Valio. Из российских брендов лидирует бренд Nemoloko («Сады придонья»).
 
 Возможно ли растительное питание в российских реалиях?
 
Кто-то скажет, что Россия – северная страна, этим и определяется ее рацион. Но пионерами в переходе на растительное питание были именно страны с прохладным климатом.
 
«В некоторых странах, таких, как Финляндия, Швеция характерный вкус маргарина даже более популярен, чем сливочное масло, – отметил исполнительный директор ГК «ЭФКО», одного из крупнейших предприятий пищевой промышленности России, Сергей Иванов. – Кроме того, в этих странах проводилась кампания по снижению уровня холестерина у жителей, и за 20-летний период ее действия возник своеобразный потребительский культ маргаринной продукции как здорового аналога. 90% всех бутербродов в Финляндии сегодня намазываются спредом. Кстати, в апреле я впервые попробовал спред из растительных масел компании Upfield, который на вкус, послевкусие и даже по тому, как намазывается на бутерброд – ничем не отличался от сливочного масла».
 
Продвижение растительного питания в России идет не так быстро, как на Западе. Это вызов маркетологам, поскольку в странах постсоветского пространства есть определенное предубеждение относительно растительных альтернатив. Тема растительных аналогов часто вовлечена в тему «молочного фальсификата». Частично в этом виноваты недобросовестные производители, которые не указывают растительный жир в составе продуктов, вводя покупателя в заблуждение. Последствия этого – недоверие потребителя, хотя польза растительных аналогов доказана. «Для сравнения, в американских магазинах можно найти порядка 70 видов наименований спредов, в европейских – около 100», – отметил Сергей Иванов.
 
По прогнозам экспертов, в перспективе 5-7 лет емкость рынка растительных продуктов вырастет с текущих 0,5% до 4-5% от емкости рынка молочных продуктов.
 
Питание – это еще не все
 
Есть мнение, что тренд на «зелёное», как любое модное увлечение, пройдёт через определённый промежуток времени. Однако стремительное развитие разных сегментов ЗОЖ-рынка доказывает, что тенденция целенаправленна и перспективна. Растительные продукты – неоспоримая часть здорового образа жизни, но все-таки россиянам не стоит забывать, что он подразумевает не только выбор полезных продуктов. «В России ЗОЖ состоит из трех частей, – отметил Юрий Строфилов, марафонец, платформа s.10.run, – физическая активность, разумное питание и здоровая голова». То есть осознанный выбор беречь здоровье.
 
 

1575877800
935 просмотров

День поля
Молочные заводы
Комментарии
СОЮЗНАБ
Долголетие Мустанг
День поля

Как помогать
Молочные заводы
ТЕЛЕГА
Подпишитесь на нашу рассылку
СМЕТАНА ГЛАВНАЯ

кизель-март 25

Аналитический центр Milknews
Дзен
Молочные заводы
Дзен
Молочные заводы