компоненты

Резолюция "Международной молочной недели": риски ЭВС, фальсификата, эконадзора


Молочная отрасль России в настоящее время испытывает период глубоких преобразований, связанных с создавшимися условиями антироссийских санкций и принимаемыми российским правительством контрсанкциями по запрету импорта молока и молочной продукции. Об этом говорится в Резолюции "Международной молочной недели", которая состоялась в г. Углич 9-18 июня 2017 года.

Эксперты уверены, что для гарантированной стабильности работы и дальнейшего развития молочной отрасли необходима государственная поддержка производителей и переработчиков молока, которой на данный момент явно недостаточно. "Особенно остро стоит вопрос в части обеспеченности молокоперерабатывающих предприятий молокосвертывающими ферментными препаратами для сыроделия, заквасками и бактериальными концентратами для производства ферментированной молочной продукции, по которым наша страна является на 95-98 % импортозависимой", - говорится в резолюции.

В Резолюции изложены следующие задачи отрасли: 
- устранение регионального дефицита молока-сырья и обеспечение его качества и ветеринарного благополучия;
- увеличение объемов производства традиционных молочных продуктов, расширение ассортимента и повышение качества отечественных молочных продуктов;
- проведения системных работ по терминированию и стандартизации продукции, производимой на предприятиях молочной отрасли, в т.ч. молокосодержащей, обеспечивающих четкую классификацию, регулирование производства и подтверждение ее соответствия;
- полномасштабная реализация принципов ХАССП предприятиями отрасли при производстве молочной продукции;
- устранение избыточных административных барьеров в виде дублирования функций надзора за готовой молочной продукцией со стороны Роспотребнадзора и Россельхознадзора;
- снижение уровня зависимости отрасли от импорта функционально необходимых компонентов и оборудования;
- принятие жестких мер по пресечению фальсификации молочной продукции, в т.ч. в сфере государственных и муниципальных закупок;
- сохранение и наращивание мер социальной поддержки и стимулирования употребления молока и молочных продуктов (таких как «молоко за вредность», «школьное молоко» и т.д.).

Специалисты напоминают, что с 1 января 2018 года планируется тотальное внедрение электронной ветеринарной сертификации (ЭВС) на подконтрольную ветеринарному надзору продукцию, включая сырое молоко и готовую молочную продукцию.

Как говорится в Резолюции, в части ЭВС сырого молока, при условии соблюдения правильной процедуры оценки его безопасности на пути от сельхозпроизводителя до переработчика, это является позитивной и своевременной работой, направленной на обеспечение отрасли качественным и безопасным сырьем. По мнению экспертов, требуется только решения в части устранения отмеченных замечаний в ходе пилотных проектов, которые нацелены на унификацию и единообразие подходов при заполнении электронных форм ветеринарных сертификатов. 

"В части ветеринарного надзора за готовой продукцией, целью которого является обеспечение электронной прослеживаемости, просматривается ряд неоправданных рисков, связанных с недостаточной проработкой принципов учета расхода молока на производство молочной продукции в зависимости от ее состава и технологии производства", - сообщается в документе.

Отрасль в целом не готова к внедрению ЭВС по молочной продукции из-за отсутствия складских цифровых технологий (WMS), считают участники конференции. Процедура по ЭВС готовой продукции потребует дополнительных инвестиций в аппаратное обеспечение WMS, увеличение численности специалистов по работе с ГИС Меркурий. Это приведет к повышению себестоимости продукции, что в очередной раз неизбежно скажется на дальнейшем снижении потребительского спроса и реализации принципа доступности каждого потребителя к ее потреблению в полном объеме, предусмотренной принятой государством физиологической нормой. Дальнейшее снижение спроса на молочную продукцию может поставить отечественных производителей в неравные конкурентные условия с производителями евразийского экономического сообщества, а также подвергнуть сомнению целесообразность и эффективность вложенных в последние годы в развитие молочного животноводства и перерабатывающей отрасли государственных и частных инвестиций.

На настоящем этапе развития молочной отрасли целесообразным является повсеместное внедрение заводских информационных систем партионного учета и движения готовой продукции. Это позволит установить электронную прослеживаемость ее производства. При успешной реализации такой системы на всех предприятиях она впоследствии может быть хорошо интегрирована в ГИС Меркурий. Именно при таком сочетании может сложиться система, способная обеспечить контроль производства молочных продуктов из входящего сырья за любой промежуток времени, исключив риски получения ошибок по подсчету балансов сырья и готовой продукции. Заложенная в настоящее время идеология может привести к задержкам поставок продукции в торговые сети от нескольких часов до суток и более неопределенных временных отрезков времени, к неуправляемым процессам и потере доверия потребителя к производителям продукции.

По мнению отраслевиков, негативно сказывается резкое изменение требований к молокоперерабатывающим предприятиям в части экологического законодательства. Многие предприятия поставлены в жесткие временные рамки для решения вопросов снижения экологической нагрузки, в связи с чем требуется поддержка государства в части строительства очистных сооружений и полномасштабной реализации проектов по сбору и переработке сыворотки.

В настоящее время качество и безопасность молочной продукции, изготовляемой большинством предприятий отрасли, гарантируется применением безопасного сырья и используемыми режимами ее производства, организацией системы внутренней прослеживаемости на предприятиях молочной отрасли в соответствии с принципами ХАССП, заложенными в требованиях ТР ТС 021/2011 и ТР ТС 033/2013. Действующее законодательство позволяет своевременно выявлять и выводить с рынка недобросовестных производителей фальсифицированной и контрафактной продукции. Вместе с тем, уровень ответственности за нарушение законодательства не всегда адекватен ущербу, который может быть нанесен потребителю и добросовестному производителю.

Негативное влияние на производство и потребление молочной продукции оказывают также отдельные неправомерные действия СМИ в части позиционирования всей молочной продукции как опасной и тотально фальсифицируемой.

С учетом актуальности и важности обеспечения положительной динамики развития молокоперерабатывающей отрасли по итогам обсуждения 120 участниками мероприятия проблемных вопросов молочной отрасли, внесенных в программу Международной молочной недели, принята следующая резолюция:

1. Признать необходимой дальнейшую государственную поддержку развития молочного животноводства и переработки молока, в т.ч. путем инвестиций в отечественное производство сырья и функционально необходимых ингредиентов. Ходатайствовать перед Минсельхозом по включению в перечень первоочередных инвестиционных проектов строительство современных отечественных предприятий по производству бактериальных концентратов и молокосвертывающих препаратов для сыроделия, по переработке молочной сыворотки и очистных сооружений.

2. В части непереработанной сельскохозяйственной продукции (Приказ МСХ № 281 от 17.07.2014 г., Приказ МСХ № 648 от 18.12.2015 г.), признать целесообразным введение электронной ветеринарной сертификации только в отношении сырого молока, которое в обязательном порядке сопровождалось ветеринарными сопроводительными документами на бумажном носителе. Перевод сертификатов в электронный документооборот будет способствовать сокращению издержек производителей сырья и повышению уровня доходности сельскохозяйственного производства. Вместе с тем, в связи с методической, организационной и технической неготовностью контролирующих органов и значительного количества участников рынка оформлять ветеринарные сертификаты в электронном виде, целесообразно после оценки степени готовности на региональном уровне,установить обоснованный срок пролонгирования переходного периода обязательного перехода на электронную ветеринарную сертификацию.

3. Предложить Министерству сельского хозяйства признать нецелесообразной и противоречащей мировой практике идею о необходимости ветеринарной сертификации для внутреннего товарооборота готовой переработаннойпищевой продукции (прошедшей тепловую обработку), произведенной из благополучного в ветеринарном отношении сырья и не несущей никаких ветеринарных рисков. Для этого необходимо внести соответствующие изменения в Приказ МСХ № 648 с целью исключения из него готовой переработанной продукции, в том числе, молочной продукции. Это позволит минимизировать дублирование контрольно-надзорных функций ветеринарного и санитарно-эпидемиологического надзоров в части контроля за качеством и безопасностью переработанной пищевой продукции и соответствовать действующим нормам ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» и Решению Комиссии Таможенного союза № 317 от 18.06.2010 г.

4. Предложить Министерству сельского хозяйства и Россельхознадзору приостановить пилотный проект по внедрению ЭВС для переработанной молочной продукции до момента успешной реализации перехода на ЭВС всех производителей товарного сырого молока.

5. Предложить Россельхознадзору обеспечивать гарантии получения молокоперерабатывающими предприятиями безопасного молока путем установления высококвалифицированного и своевременного контроля за работой ветеринарных служб. Ветеринарные свидетельства на сырое молоко должны обеспечивать такой контроль.

6. Предложить Правительству РФ, заинтересованным министерствам и ведомствам, отраслевыми союзам, научно-исследовательским институтам и образовательным учреждениям разработать скоординированную программу по формированиюпозитивного имиджа молочной продукции с выделением для ее реализации финансовой поддержки государства.

7. С целью реализации национального интереса в создании продуктов здорового питания и обеспечения здоровья подрастающего поколения предложить Правительству РФ совершенствовать механизм государственных закупок молочной продукции путем внесения изменений в ФЗ № 44 в части критериев отбора закупки, заложенных в принятую современную нормативную правовую базу производства продуктов для детского питания различных возрастных категорий.

8. Рекомендовать отраслевым институтам совершенствовать инструменты оценки качества и безопасности молока и молочной продукции путем создания и стандартизации арбитражных методов, позволяющих исключать возможность выдачи аккредитованными лабораториями недостоверных результатов.

9. Предложить Правительству РФ на основе конструктивного диалога бизнес-сообщества, образовательных и научных учреждений создать образовательные стандарты по подготовке специалистов по производству молока и молочной продукции в современных условиях и специалистов по оценке их качества.

10. Просить Правительство РФ принять меры по повышению ответственности контрольно-надзорных органов и СМИ за донесение до потребителя недостоверной информации о качестве и безопасности молока и молочных продуктов.

11. Организаторам и участникам Международной молочной недели довести принятую позицию до всех участников молочного рынка путем размещения резолюции в отраслевой печати и на сайтах организаций. Резолюцию направить в Департамент пищевой и перерабатывающей отрасли Министерства сельского хозяйства и отраслевые союзы, формирующие мнение молочного сообщества и отстаивающие интересы производителя и потребителя в равной степени.

Резолюция принята 120 участниками Международной молочной недели.

1498142982

4044 просмотра

MN В ВК
Телеграм MN
Комментарии
Чечин
кизельман-март-24
Нов 5 мин еженедельно

Сессии 18
до майских 24
Подпишитесь на нашу рассылку
Сессии 18


Аналитический центр Milknews
Масложир
Дзен
Масложир
Дзен