Кризис из-за коронавируса заставит россиян сократить расходы на все продукты, кроме «свежей» категории – BCG и «Ромир»


Падение потребительского спроса в России ожидается на большинство товаров и услуг, говорится в исследовании BCG и "Ромира" ("COVID-19 - Срез потребительских настроений N1: Российские потребители - новая реальность").

Больше всего пострадает индустрия развлечений и досуга, но сокращение расходов затронет и такие сферы, как торговля продуктами питания.
Так, в ближайшие полгода ожидается сокращение расходов во всех категориях продуктов питания, за исключением "свежих продуктов". 16% респондентов планируют увеличить траты на свежие продукты в течение шести месяцев, а 13% планируют сокращение трат, то есть "чистый прирост заинтересованности в покупке" оценивается в 3%.

Что понимается под "свежими продуктами", респондентам не объяснялось. Обычно к таким продуктам (то есть к категории fresh) относят молочные продукты, мясо, а также овощи и фрукты.

В остальных категориях, таких как бакалея, замороженные и консервированные продукты, детское питание и алкоголь, ожидается падение расходов. Так, 28% опрошенных планируют в ближайшие полгода сократить расходы на алкоголь, в то время как увеличить расходы готовы только 8% респондентов. 16% потребителей планируют тратить меньше на замороженные и консервированные продукты (14% готовы увеличить расходы), 15% - на бакалею (14% собираются увеличить закупки). Сократить затраты на детское питание готовы 8% потребителей (против 5%, которые собираются тратить больше).

Около 50% опрошенных связывают сокращение расходов с причинами, вызванными COVID-19.

Например, 38% потребителей собираются покупать меньше алкоголя, потому что хотят сократить ежемесячные расходы на него, а 20% - потому что ожидают сокращения своих доходов в следующем месяце. 23% респондентов не планируют покупать алкоголь, потому что у них уже есть запасы. Самые большие запасы сформированы в категории бакалеи - у 34% респондентов. 48% опрошенных собирается сократить расходы на бакалею из экономии (21% планирует сокращение ежемесячных расходов на эту категорию, 27% ждут падения доходов).

Большинство из тех, кто купят больше свежих продуктов и бакалеи, сделают это, потому что ожидают роста цен или планируют создать запасы. Самой же популярной причиной для роста покупок алкоголя стало ожидание какого-либо события или особого случая (об этом сказали 27% респондентов).

ЭКОНОМИЯ НА ОДЕЖДЕ И РАЗВЛЕЧЕНИЯХ

В сегменте одежды и роскоши снижение спроса ожидается во всех подкатегориях. Наименее пострадавшим сектором, по данным исследования, станет детская одежда (сократить траты на нее в ближайшие шесть месяцев планируют 19% респондентов, 5% собираются увеличить расходы).

Снизить расходы на покупку спортивного снаряжения и одежды планируют 31% респондентов, на женскую одежду - 34%, на мужскую - 32%, на сумки, украшения и другие аксессуары - 35%, на обувь - 37%, на ювелирные украшения - 25%. Доля потребителей, готовых увеличить расходы на покупку этих товаров, составляет 2-6%, в зависимости от категории.

Сокращение расходов ожидается и на все основные категории товаров длительного пользования. Так, 34% опрошенных собираются снизить траты на мебель и предметы интерьера, 35% - на мобильные электронные устройства, 37% - на стационарную электронику и бытовую технику.

Снижение спроса ожидается и на другие непродовольственные товары. Например, 20% потребителей планируют сэкономить на покупке средств по уходу за волосами, лицом и телом, 29% - на косметике и парфюмерии, 21% - на играх и игрушках, 14% - на товарах для дома.

Наибольшие потери понесет сфера развлечений и досуга. Так, 43% респондентов собираются сократить затраты на посещение кинотеатров (увеличить расходы по этой статье готовы только 9% опрошенных), 39% планируют меньше тратить на рестораны (5% - больше), 41% потребителей хочет снизить расходы на посещение спа-салонов, тематических парков и концертов (и только 4% готовы увеличить траты на эти услуги).

Также значительная доля респондентов собирается в ближайшие полгода снизить расходы на подписки на видео-платформы (35%) и доставку продуктов (34%). В то же время доля тех, кто, напротив, собирается тратить на эти сервисы больше, довольна существенна (20% и 17% соответственно).

РОСТ ЗАТРАТ НА ЛЕКАРСТВА И СВЯЗЬ

Лидером по потребительским затратам, согласно исследованию, станут такие статьи расходов, как коммунальные услуги (рост расходов на них планируют 23% респондентов против 8%, планирующих снижение), домашний интернет (11% против 7%), мобильная связь (13% против 9%), безрецептурные лекарства (16% против 12%). Замыкают пятерку лидеров свежие продукты.

Все пять категорий, в которых ожидается повышение расходов, связаны либо с опасениями по поводу здоровья, либо с введением режима самоизоляции.

Во всех остальных категориях доля тех, кто собирается сократить расходы, превышает долю готовых потратить больше.

"Россия вместе со всем миром находится в "идеальном шторме". Граждане и элиты оказались одинаково не готовы к такому стремительному негативному сценарию. Сокращение затрат, создание запасов, рост расходов на домашний досуг - естественная реакция на разворачивающийся экономический кризис. Главный вопрос, ответ на который ждут все: как в долгосрочной перспективе будет действовать государство. Уже сегодня очевидны целые отрасли, требующие серьезной поддержки. Чем быстрее она будет оказана, тем меньше вероятность, что к экономическим последствиям текущего положения добавятся и социальные", - заявил президент исследовательского холдинга "Ромир" Андрей Милехин (его слова процитированы в совместном пресс-релизе BCG и "Ромира").

По данным исследования, 75% респондентов настроены пессимистично относительно будущего российской экономики и ожидают наступления рецессии, а 40% не уверены в устойчивости своего финансового положения.

В опросе принимали участие 1,2 тыс. респондентов по всей России. В исследование было включено более 40 товарных категорий (продовольственные товары, товары длительного пользования, одежда, транспорт, туризм и здравоохранение).
 

Источник: "Интерфакс"

Теги: продовольствие Расходы

2278 просмотров

Также рекомендуем:


MN В ВК

Комментарии
extenso
ИНФОРС
ВЕБИНАР КНР

МО-2020
Энрофлон
Подпишитесь на нашу рассылку
Продается завод


Аналитический центр Milknews
Беларусь
MES
Беларусь
MES