Бизнес выступил против штрафов в размере 3% годовой выручки за нарушение Техрегламентов
Отраслевые ассоциации, в числе которых СУПР, АКОРТ, “Союзмолоко”, “Русбренд” обратились к главам Минэка, Минпромторга и зампредседателю правительства Константину Чуйченко с опасениями касательно поправок в КоАП, увеличивающих штрафы за нарушение техрегламентов. Ранее Минпромторг опубликовал проект изменений в КоАП, главное нововведение которого - повышение верхнего предела штрафа с 600 тысяч до 1 млн рублей, а также введение штрафа за повторное нарушение в размере 3% выручки от реализации продукции за календарный год.
Размер штрафа в 3% выручки от реализации предусмотрен взамен предыдущего максимально возможного: в текущей редакции кодекса он составляет от 700 тысяч до 1 млн рублей. Теперь за повторные нарушения будут взимать 3% выручки от реализации товара за предыдущий календарный год, но сумма будет составлять не менее 2 млн рублей.
Кроме того, за повторное нарушение аналогичные санкции предлагается применять и к индивидуальным предпринимателям. В действующей редакции КоАП штрафы за повторные нарушения для них составляют от 40 до 50 тысяч рублей.
В ответ на инициативу отраслевые союзы и общественные объединения направили письма главам Минэка, Минпромторга и зампредседателя правительства Константину Чуйченко с опасениями, что данный подход невозможно применить к широкому кругу продукции. На данный момент коллективное письмо подписал Союз участников потребительского рынка, “Русбренд”, АКОРТ, “Союзмолоко”, Национальный союз мясопереработчиков, “Рыбный союз”, “Союз производителей биологически активных добавок к пище”, Ассоциация производителей и потребителей масложировой продукции и Национальная мясная ассоциация.
Ассоциации полагают, что формулировка “создавшие угрозу причинению вреда жизни или здоровью граждан” может быть избыточно в случае, например, неточности маркировки при указании пищевой ценности. При этом, что такое “угроза” и “вред” не уточняется ни в проекте поправок, ни в ФЗ о техрегулировании.
Бизнес считает, что наказание крупным штрафом за малейшее нарушение лишь увеличит коррупциогенность данной статьи КоАП, кроме того, понятие “повторного нарушения” в проекте также не уточняется. Вполне возможно, что продукция, произведенная с нарушением ТР ТС будет последовательно обнаружена в двух торговых объектах одного юрлица, на практике будет учитываться как повторное нарушение. Тем более, что сумма выручки будет рассчитываться не по конкретному торговому объекту, а по деятельности юридического лица в целом.
Для расчета размера административного штрафа Минпромторг предлагает брать сумму выручки правонарушителя, полученную от реализации продукции, соответствующей такому же коду Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008).
Участники рынка также отмечают, что Общероссийский классификатор не подходит для исчисления штрафа, поскольку по одному коду выпускается множество видов продукции: например, все виды чая и кофе относятся к одному коду. Итогом таких нововведений может стать увеличение стоимости продукции, поскольку предпринимателям придется страховать свои риски, указано в письме.
В свою очередь, Департамент экономического развития Вологодской области выступил в поддержку проекта поправок в кодекс. По мнению ведомства, проект не устанавливает новых полномочий органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, поэтому не несет риска возложения дополнительных расходов.
Департамент экономразвития отмечает, что в проекте акта нет положений, вводящих избыточные ограничения или обязанности, а принятие поправок поможет бороться с фальсификатом и снизит социальную напряженность на потребительском рынке региона.
В 2018 году территориальные органы Роспотребнадзора возбудили 43,1 тысячи дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена статьей 14.43 КоАП РФ. Среди них штраф был назначен 36,4 тысяч раз, общая сумма взысканий составила более 1 млрд рублей.
Теги: Россия бизнес