«Ъ»: комиссия по применению КДП сочла добросовестной практику согласования и проведения промоакций
На фоне кризиса и нарастания напряжения в отношениях между торговыми сетями и поставщиками они все же пытаются урегулировать спорные вопросы. Участники рынка в общих чертах признали добросовестной практикой согласование условий проведения промоакций. Сегодня сети могут менять объем закупки товара в ходе промо, что грозит производителям дополнительными издержками.
Комиссия по применению Кодекса добросовестных практик (КДП, на добровольной основе регулирует отношения поставщиков и сетей) сочла добросовестной практику согласования и проведения промоакций. Копия протокола с решением есть у “Ъ”. Все существенные условия должны согласовываться способами, которые обе стороны признают необходимыми и достаточными для обеспечения юридической значимости. За неисполнение согласованных условий устанавливается ответственность в рамках договора и норм КДП, следует из протокола.
Как рассказывает зампредседателя правления «Руспродсоюза» Дмитрий Леонов, сегодня сеть может выбрать неполный объем товара, заказанный под промо, а поставщик несет убытки из-за необходимости срочной реализации продукции по другим каналам либо списания. По словам собеседника “Ъ” в крупной пищевой компании, в рамках промо сеть может закупать товар по 40 руб. при обычной цене в 90 руб.
При этом федеральные сети делают крупные заказы, и при внезапном отказе от промо реализовать невыбранный объем по 90 руб. уже невозможно: партию приходится продавать дешевле и уже без промо, говорит он.
По словам господина Леонова, есть обратная ситуация: с сетью оговаривается один объем, а заказ под промо поступает в десятки раз больше. Но мощности предприятий ограничены, поставщики не всегда могут выполнить такие заказы и снова несут убытки из-за штрафов за недопоставку, указывает он. Господин Леонов надеется, что четкое планирование промо и фиксирование договоренностей позволит систематизировать работу, сократит потери и издержки сторон, а значит, позволит снизить цены. Региональный вице-президент по корпоративным отношениям в России и СНГ Danone Марина Балабанова, впрочем, отмечает, что в действующем КДП уже есть возможность согласовать в договоре минимальный и максимальный объем заказов.
В «Магните», Auchan, Metro не ответили на вопросы “Ъ”. Представитель X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») говорит, что решение комиссии подтверждает существующую практику в компании: «Со всеми партнерами мы заблаговременно определяем ассортимент, цены и примерные объемы товара для промоакций».
При этом, добавляет он, успешность акции может вносить коррективы, поэтому поставщик имеет право без каких-либо санкций не согласовать заказы, а сеть — выкупить неполный объем товара.
Исполнительный директор «Русбренда» Алексей Поповичев называет решение комиссии неоднозначным: сети могут формально исполнять его, сохраняя некоторые свои практики. Кроме того, добавляет он, не затронута проблема перепродажи сетью товара по промо в опт, из-за чего продукция не попадает напрямую потребителю, а дистрибуторские цепочки производителей нарушаются.
В текущих условиях девальвации рубля и кризиса вопрос о промо может стать более актуальным. Как говорит источник в крупном производителе, с ростом доли импортной составляющей в расходах отпускные цены на некоторые продукты должны вырасти на 3–7%, что приведет к их повышению на полке на 5–13%. Но крупные компании нацелены на сдерживание цен, потому сети скорее предпочтут снизить долю промо, прогнозирует он.
Старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов соглашается, что кризис приведет к тому, что ситуация с промо наконец стабилизируется, и его доля снизится. «В некоторых товарных категориях промо присутствовало на постоянной основе. Это привело к тому, что покупатели уже отказывались приобретать товар без скидок»,— рассуждает он. По его словам, при такой ситуации и для поставщиков, и для сетей это не давало ничего, кроме снижения маржи. В X5 в первом квартале доля промо была на уровне 35%, сказал представитель компании.
Ритейл