«Ъ»: торговля зерном начала вестись с помощью цифровых технологий
Цифровизация торговых операций дошла и до российского рынка зерна. Платформа Smartseeds совладельца группы «Гута» Артема Кузнецова начала не только оказывать услуги по доставке зерна, но и выступать в качестве маркетплейса. Входящий в АФК «Система» агрохолдинг «Степь» стал его первым клиентом.
Агрохолдинг «Степь» приобрел через онлайн-платформу Smartseeds 300 тонн пшеницы у концерна «Покровский» Андрея Коровайко, сообщил “Ъ” гендиректор «Степи» Андрей Недужко. Это первая цифровая сделка компании на сельскохозяйственном рынке и первый случай купли-продажи аграрной продукции для Smartseeds, функционал которой до того включал только услуги по организации перевозок. Господин Коровайко и представитель Smartseeds сделку подтвердили, не раскрыв ее сумму. Директор «Совэкона» Андрей Сизов оценивает стоимость покупки в 3,6 млн руб., исходя из цены пшеницы 12 тыс. руб. за тонну.
Smartseeds запустил в 2017 году создатель агрохолдинга Valars Group и IT-сервисов Anywayanyday, Localway и Myhomeday Кирилл Подольский. В сервис инвестировал совладелец группы «Гута» Артем Кузнецов со своими партнерами. Платформа работает по модели Uber for X, соединяющей заказчиков, собственников транспорта и водителей.
С этого года «Степь» торгует не только своим зерном, но и сторонним. Одним из каналов приобретения последнего и станет Smartseeds, говорит господин Недужко. Ранее в компании говорили, что намерены к июлю 2019 года увеличить отгрузки зерна почти в пять раз, до 2,1 млн тонн, а еще через год войти в топ-5 крупнейших экспортеров. По словам Андрея Недужко, холдинг будет увеличивать число цифровых сделок в торговом обороте, что будет отвечать стоящей в преддверии IPO задаче по повышению прозрачности бизнеса (вице-президент АФК Али Узденов говорил, что размещение 25–30% акций «Степи» может произойти в 2020 году). Кроме того, считают в «Степи», такая система контрактов может снизить издержки, а также будет способствовать прогнозируемости рынков и формированию эффективной системы финансирования отрасли. С этим согласен господин Сизов: «Ситуация будет развиваться по аналогии с рынком такси, большая часть которого до появления агрегаторов работала в серой зоне». Среди конкурентов Smartseeds эксперт называет, в частности, платформы Direct Farm и «Агро.Клуб» — они также сводят производителей и потребителей сельхозсырья.
То, что сельскохозяйственная отрасль идет в сторону цифровизации, подтверждает гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько. По его словам, свои индивидуальные торговые платформы сегодня развивают почти все крупнейшие игроки. Кроме того, торговлю зерном пытается организовать и Московская биржа, напоминает источник “Ъ” в отрасли. В октябре 2018 года премьер Дмитрий Медведев распорядился продать из госфонда 1,5 млн тонн зерна через входящую в состав Московской биржи Национальную товарную биржу.
Источник: "Коммерсантъ"