Артем Белов У крупных компаний доля долгосрочных контрактов - 10-15%


На прошлой неделе стало известно, что Минсельхоз планирует выдавать льготные краткосрочные кредиты переработчикам молока лишь при условии наличия долгосрочного контракта. Исполнительный директор Союзмолоко Артем Белов рассказал Milknews, зачем нужны долгосрочные контракты и как работает в них индекс себестоимости RMCI.
 



Индекс себестоимости RMCI был разработан полтора года назад Союзмолоко для снижения ценового давления на производителей и переработчиков и сохранения при любых колебаниях минимального уровня доходности для всех участников производственного процесса. 

Мы анализируем практику заключения договоров на рынке и уже сейчас видим, что у крупных компаний доля таких контрактов может составлять 10-15%. В течение 2017-2018 гг. колебания цены по ним не превышали 3-4%. Это очень хорошая практика, которая в привязке к определенным параметрам учитывает и изменения конъюнктуры рынка. И для производителей, и для переработчиков использование индекса Союзмолоко - RMCI - позволяет гарантировать определенный уровень доходности при любых ценовых циклах, краткосрочных и долгосрочных.

С чем производители и переработчики сталкивались ежегодно? С 2010 по 2017 годы мы видели очень высокую волатильность цены в течение года. Так, к примеру, в 2012-2013 гг. цена колебалась на 25-30%. В то же время на рынке сохраняется цикличность в 3-4 года, когда период низких цен сменяется периодом высоких. Это одна из главных проблем, которая заставляет партнеров бороться за свою маржу, за цену. Мы задались вопросом, как можно нивелировать эту проблему, как обеспечить прогнозируемость доходов и прибыли для всех участников цепочки, как повысить инвестиционную привлекательность сектора. 

Перед нами стояла задача разработать инструмент, к которому можно было бы привязывать цену долгосрочных контрактов. Это должен был быть именно индекс себестоимости, а не цена. Почему не цена? Она может серьезно скакать. В последние годы рост цен на сырье в 40% привел к серьезному снижению доходности переработчиков, а в последние месяцы стоимость стала резко снижаться, что свело доходность производителей практически к 0.

Именно поэтому мы оперируем не ценой, а себестоимостью и ее изменением. Вы один раз договорились о цене на молоко в 20 рублей или в 25 рублей, но она будет по договору на 3 года меняться в зависимости от себестоимости. В результате если бы мы все оперировали в отрасли именно индексом, то цена по сравнению с 1 января 2017 года упала бы всего лишь на 0,5 пп. При этом падение в реальности было гораздо более серьезным. Это очень важно подчеркнуть: долгосрочные контракты обеспечили своим контрагентам гарантированную доходность.

Фактически индекс себестоимости - это индикатор изменения затрат на литр произведенного молока. Он отражает колебание себестоимости под влиянием целого ряда факторов. Мы учитывали все основные статьи затрат: корма, амортизация, ГСМ, оплата труда и прочие показатели. Индекс - это не абсолютное значение, это расчет операционной себестоимости и индексирование ее. Мы видим, что ключевую роль в себестоимости играют корма. Они составляют фактически 50% себестоимости. Мы разделяем их на концентрированные и объемные. Еще около 20% - это амортизация, около 26% - общехозяйственные расходы, прочие - 6%. Это операционные затраты, которые проанализированы на основе данных 7500 организаций. В целом логика построения модели в разных регионах примерно одинаковая. Что влияет на себестоимость в первую очередь? Цены на жмых, комбикорма, зернофураж. 

Мы используем прежде всего официальные данные, а также информацию от более чем 7500 хозяйств. Эту работу мы проводили совместно с Министерством сельского хозяйства. Для построения математической модели были взяты данные по сектору за последние 8 лет. Индекс также может рассчитываться на уровне региона и опираться на данные субъекта. В данный момент мы обновляем индекс помесячно, но имеем и предварительные прогнозы до конца года. Сами индикаторы мы периодически обсуждаем с бизнес-сообществом и вносим корректировки.

Какие ключевые задачи стоят перед нами? Во-первых, это снижение волатильности, как я уже говорил. Во-вторых, это повышение предсказуемости на рынке, экономической устойчивости игроков рынка. В-третьих, это повышение предсказуемости и эффективности государственной поддержки. В диалоге с властью мы сможем оперировать не только ценой (ой, цена упала, нам нужна субсидия на литр), мы сможем доказать, что стоимость молока или молочных продуктов не позволяет говорить о какой-либо доходности и получать адресную помощь и поддержку. В-четвертых, это и повышение инвестиционной привлекательности рынка. В нашей отрасли сохраняются длительные сроки окупаемости проектов - 10-12 и более лет. Долгосрочный контракт с устойчивой доходностью позволяет инвесторам чувствовать себя спокойно. Я знаю об опыте нескольких компаний, которые смогли заключить долгосрочный контракт на более чем трехлетний срок - на весь срок окупаемости проекта. 

12381 просмотр

Молочные сессии седьмое заседание

Комментарии
extenso
МАРКИРОВКА
Какие темы статей вам интересны?
Проголосовало: 92


сила молока
Петерфуд
Подпишитесь на нашу рассылку
Кизель вебинар


Аналитический центр Milknews
Агрос экспо
Золотой клевер
Агрос экспо
Золотой клевер