Даниил Бобков, Союзмолоко Вопрос отнесения молочного животноводства к регулируемому виду деятельности может встать снова
Всемирный банк выпустил доклад про системы торговли выбросами в мире по состоянию на 2023 год. О том, какие важные и интересные тезисы он содержит, какие цели по сокращению выбросов парниковых газов в области АПК ставят перед собой зарубежные страны и затронет ли экологическая регуляторика российскую молочную отрасль, Milknews рассказала менеджер по работе с органами государственной власти Союзмолоко Даниил Бобков.
По сельскому хозяйству принципиальных изменений в регуляторике нет: всё так же единственной страной в мире, планирующей ограничивать выбросы парниковых газов от сельского хозяйства на законодательном уровне, является Новая Зеландия - с 2025 года на выбросы в АПК будет введен углеродный налог. Причина таких ограничений - крайне высокая доля выбросов со стороны сельского хозяйства (около 50% притом, что в большинстве развитых стран она обычно составляет порядка 10%, в России - 6%). В свою очередь, австрийская система торговли выбросами (национальная; в дополнение к европейской EU ETS) также охватывает сельское хозяйство, но только в части сжигания топлива.
Однако нельзя сказать, что парниковые газы, выбрасываемые АПК, не находятся в фокусе внимания. Некоторые страны включают сельское хозяйство в целевые показатели по снижению выбросов, определяемые на национальном уровне, для достижения целей Парижского соглашения. Как именно будут достигаться эти показатели, не всегда понятно – например, целевой показатель у Ирландии -25% к 2030 году, а у Франции -41% к 2050, что выглядит крайне амбициозно, учитывая объективные биологические пределы роста эффективности сельскохозяйственного производства и наличие у сельхозживотных неизбежных пищеварительных процессов.
Тем не менее, квотирование выбросов и/или углеродный налог – не единственные правовые механизмы, с помощью которых можно добиться снижения выбросов. Например, по иным соображениям – не с точки зрения климата, а для борьбы с утечкой удобрений в водоемы – Евросоюз принял The Nitrate Directive. При этом влияние этого документа неизбежно скажется и на климатических целях.
При этом, как показывает мировая практика, можно попробовать обойтись и без ограничительных мер: к примеру, крупнейший в мире эмитент парниковых газов – США – в рамках Акта о снижении инфляции (Inflation Reduction Act), принятого в 2022 году, выделит 19,5 млрд долларов на «климатически устойчивое» сельское хозяйство. Основной фокус мер поддержки – регенеративное земледелие, которое позволяет улавливать углерод почвами сельскохозяйственных угодий при сохранении площади обрабатываемых земель.
В России на сегодняшний день обязательных требований к «углеродной отчетности», за которыми, как считают некоторые эксперты, может последовать введение квот или налога на выбросы, для сельского хозяйства нет. Однако уже к 2025 году будут разработаны новые критерии по отраслям, и вопрос отнесения молочного животноводства к регулируемому виду деятельности может встать снова.