Ксения Боломатова, АО «ОЗК» Планируем увеличить мощности портово-зернового терминала до 11,6 млн т
В первый весенний день этого года «Коммерсантъ» провел агропромышленную конференцию «День Агро», в ходе которой заместитель генерального директора АО «ОЗК» Ксения Боломатова рассказала о рекордном урожае зерна в прошлом году, экспортных достижениях, а также планах компании на будущее.
Наверное, все уже знают, что мы собрали рекордный урожай - 153,8 млн т зерна, из них 104,4 млн т пшеницы. Конечно, это очень большой потенциал и возможности для наращивания экспорта, а также получения определённых доходов для российской экономики.
Мы в очередной раз доказали своё место на мировом зерновом рынке, показали свои ценности: ту гуманитарную ответственность, которую мы несём перед миром. И здесь, конечно, есть много плюсов, но также и минусов, потому что рекордные переходящие остатки всегда давят на внутренний рынок, то есть избыточную массу надо как-то выводить. Здесь надо отметить, что заранее Минсельхозом была проведена очень взвешенная политика. Были закупочные интервенции - это три с лишним млн т, притом что изначально планировалось, что этот объём будет закуплен до 2024 года, но его закупили весь в течение 2022-го. Это первое. Второе, это, конечно, увеличение экспортной квоты на вторую половину сезона: если в прошлом году она была 11 млн т, то в этом - 25,5 млн т, то есть это стимул для рынка, чтобы этот рекордный урожай в том числе был направлен на экспорт нашим партнёрам, и при этом всем необходимым был обеспечен внутренний рынок.
И, конечно, мы должны отметить, что при экспорте мы столкнулись совершенно с беспрецедентными, скрытыми ограничениями. Если мы посмотрим отгрузки на экспорт в первой половине прошлого года, то, конечно, была очень серьёзная просадка, которая потребовала ручного управления от самых разных государственных органов: и Центрального Банка, и Институтов развития для того, чтобы все-таки это отработать. И уже с октября отгрузки на экспорт превышали результаты 2021 года. И если мы возьмём, например, наш терминал, а мы управляем крупнейшим зерновым терминалом в Азово-Черноморском бассейне, то в декабре 2022 и январе 2023 были поставлены два рекорда: 742 тыс. т в январе и 815 в декабре. Это показывает, что мы, несмотря на все сложности, справились и благодаря государству получили этот гарантированный канал сбыта, и все у нас получается.
Мы являемся одним из крупнейших экспортёров, занимаем 5 место, но для нас все-таки самое главное - это создание товаропроводящей экспортной инфраструктуры. В частности, это работа нашего зернового портового терминала в Азово-Черноморском бассейне, который, повторюсь, является крупнейшим в России, его мощность 7,1 млн т, и мы должны обеспечивать канал сбыта для наших сельхозтоваропроизводителей. Поскольку мы производим исторически зерна больше, чем потребляем, поэтому критически необходимо эффективно, оперативно по транспарентным ценам его вывозить. Соответственно, наши ключевые цели - развитие зернового рынка, развитие биржевой торговли, то есть всё, что можно улучшить, ускорить, сделать бесшовный экспорт, вот там мы и работаем.
Реализуется большой проект, он включен в комплексный план расширения магистральной инфраструктуры. Это увеличение мощности портово-зернового терминала с существующей 7,1 млн т до 11,6. Наземная инфраструктура стоимостью 12 миллиардов фактически в финальной стадии строительства. Строительство новой пристани с двумя причалами планируем завершить к 2025 году. Скажу, что это очень важно для развития магистральной инфраструктуры и, в частности, разгрузки маршрутных отправок ж/д. Все знают, как перегружена сейчас северо-кавказская железная дорога. И основной экспортный узел - Новороссийск. На нашем терминале мы все подготовили для приемки маршрутных отправок, и это все станет возможным после завершения также реализации проекта реконструкции новороссийского транспортного узла, который находится под контролем государства. Очень надеемся, что приёмоотправочная станция будет завершена тоже не позднее 2025 года, потому что это, конечно, очень серьёзно разгрузит и станцию, и позволит нам существенно прирастить количество экспортных групп.