Андрей Чалдин Фальсификат всем надоел, как бы дешево он не стоил


Министерство сельского хозяйства Новосибирской области в мае заявило о профиците сырого молока в регионе, что по мнению ведомства и вызвало серьезное падение закупочной цены и снижение спроса. В то же время, фермеры связывают сложившеюся ситуацию в первую очередь с чрезмерно большими запасами импортного сухого молока. О региональном молочном рынке, конкуренции и ценах MilkNews рассказал директор АО "Купинский молочный комбинат" Андрей Чалдин.
 
 - В чем особенности производства молочных продуктов в Новосибирской области? Насколько обеспечен регион молоком и молочными продуктами?
 
- Производство молочных продуктов в Новосибирской области особо не отличается от этого процесса в любом другом регионе. В первом квартале, Новосибирская область стала лидером в СФО по объемам производства молока и это вполне вполне закономерно: численность поголовья  дойного стада в регионе - 130 тысяч голов, то есть вдвое больше чем в Кемеровской области и на 30% выше, чем в Красноярском крае. Хотя, насколько знаю, в Алтайском крае поголовье больше примерно на 50%,  и продуктивность там выше - более 14 кг на одну фуражную корову, в то время как в Новосибирской области планка в 14 кг не преодолена. Что касается регионального рынка молочной продукции,  оцениваю его в 15 тыс. тонн цельномолочной продукции ежемесячно. На мой взгляд, область обеспечена сырьем для производства цельномолочной продукции более чем в два раза, но это без учета твердых сыров и масла.
 
- Закупочная цена на сырое молоко в СФО в феврале  составляла 22,41 руб. за литр, сейчас она, по данным Минсельхоза, составляет 14,5 рубля за литр. Чем вызван такой спад? Многие фермеры говорят о том, что предприятия Сибири работают на сухом молоке, и именно его чрезмерные запасы сказались на ценах на сырое молоко.
 
- Утверждение о том, что предприятия Сибири работают на сухом молоке и в этом причина снижения цен на молоко-сырье, конечно, неверно. Сезонное снижение цен на сырье есть всегда и в первую очередь это связанно с высоким коэффициентом сезонности при его производстве у селян. По сути – это головная боль для переработчика: он не может не принимать профицитное летнее сырье, но в то же время должен решать, во что его перерабатывать. А летний спрос на готовую продукцию не то что не растет в такой же пропорции, он немного снижается в июне-августе. Вариантов работы с летним профицитом на самом деле немного. Это либо выпуск стерилизованного молока, либо сухого молока и масла. Что касается сухого молока, у нас есть мощности по его производству, но из-за перенасыщенности рынка этим продуктом за счет ввоза его из других стран, делать такое молоко не очень выгодно: стабильного сбыта нет, цена на 20% ниже уровня прошлого года. Между тем, продукт этот, несмотря на звучащую в последнее время в СМИ критику, по своим полезным свойствам и качествам мало уступает натуральному. Что касается Купинского молочного комбината, наше предприятие ценит партнерские отношения с фермерскими хозяйствами, потому не снижало цену до 15 рублей и не собирается этого делать. Снижение - стратегия тех, кто пришел на рынок, образно говоря, на один день, не планирует развиваться и потому пользуется конъюнктурой дня.        

- Насколько развита конкуренция на рынке переработки молока в СФО?
 
- Монополиста на нем, считаю, нет. Производители работают, соперничая ценами, качеством, ассортиментом. Это нормальный, здоровый, конкурентный рынок. Здесь есть один крупный переработчик, но его позиции на рынке отнюдь не монопольны. Если мы исключим малые производства, работающие на локальных районных рынках, насчитаем порядка 15 переработчиков регионального значения. Считаю, что будет сохраняться тенденция к укрупнению. И это правильно, поскольку позволяет снизить издержки на производстве и обеспечить качество.
 
- Какой объем продукции в год выпускает ваш комбинат?
 
- Для начала скажу несколько слов о предприятии. Оно работает с 1951 года. Изначально специализировалось на производстве сухого молока и масла. Сейчас стратегия другая – развиваем цельномолочное направление. Работаем под торговой маркой «Zorka». Вскоре начнём выпускать продукцию под маркой "Домашкино", хорошо известной в Центральной Росиии. По итогам 2017 года реализовали более 10 тыс. тонн цельномолочной продукции. По этой группе товаров мы занимаем 8% рынка Новосибирской области. В прошлом году  изготовили 1,2 тыс. тонн сухого молока и 180 тонн масла. Не без гордости замечу: по этим продуктам география продаж не ограничивается  Новосибирской областью, фактически – это вся Россия. Предприятие аккредитовано у таких серьезных мировых брендов как «Нестле», «Крафт», в том числе и для поставок в Китай. Можем продавать туда сухое молоко, мешает только то, что граница между нашими странами пока закрыта.
 
- Не так давно вы заявляли, что на полках магазинов региона очень много фальсификата. Как вы считаете, какие меры в борьбе с ним были бы наиболее эффективны?
 
- На мой взгляд, это точно не маркировка и не запреты на определенные продукты. Такие инструменты не работают. Если сейчас недобросовестные производители не маркируют продукцию надлежащим образом, почему они вдруг начнут это делать позже? То же самое с запретом. Как можно запретить то, чего нет?  Вы видели на полках сыроподобные продукты? Нет. Тогда, что даст их запрет? На мой взгляд, меры должны быть, в первую очередь, регулирующие и работа эта должна вестись системно: каким образом мы выявляем фальсификат, существует ли материально-техническая база у контролирующего органа на диагностику не только качественных, но и количественных характеристик, раз законодательством введены проценты содержания. Без этого ситуация на рынке не изменится. Как покажет себя в борьбе с фальсификатом система «Меркурий», не берусь сказать, узнаем после 1 июля.           
 
- Снизилась ли покупательская способность за последние год-два? Или объемы потребления молочной продукции остались на том же уровне?

- Покупательская способность, безусловно, снизилась, и потребитель переходит на все более дешевые продукты. Но в то же время хочется отметить, что фальсификат тоже всем надоел, как бы дешево он не стоил. Особенно это касается группы твердых сыров. На мой взгляд, покупатель просто соскучился по нормальному сыру. На объемах реализации нашего предприятия снижение потребительского спроса не сказывается, потому что мы не сосредоточены на высокомаржинальных продуктах и выпускаем классический ассортимент. Кроме того, Купинский комбинат сейчас находится в стадии роста и наши объемы сбыта увеличиваются. Получается, наши векторы встречные. Думаю, ситуацию с изменением покупательской способности лучше чувствует и знает розничный ритейл: у них - картина по всей номенклатуре товаров и рынку в целом.
 
- Какие у вас есть планы по развитию предприятия? Планируете ли вы запуск новых продуктов? Сейчас трендом отрасли становятся так называемые функциональные молочные продукты, и с низким содержанием лактозы, а некоторые  стали производить растительное молоко.

- Планов много. Через месяц-полтора запустим  ПЭТ-линию: оборудование уже на площадке, идет его монтаж и наладка. Готовимся представить потребителю новую линейку продуктов в упаковке, дольше сохраняющей свежесть натуральных молочных продуктов "Из Купино". Что касается безлактозных продуктов: все-таки люди с непереносимостью лактозы - специфический и не массовый сегмент потребителей. Замечу, что для производства безлактозных продуктов требуется  очень дорогое оборудование, которое методом мембранного сепарирования изымает из напитка  молочный сахар. Имея узкий рынок потребления конечного продукта, окупить такие инвестиции невозможно. Растительное молоко, на мой взгляд, не тренд – это чистый маркетинг. Природа сама все придумала: самая питательная и полезная еда, которой кормят своих детей с первого дня жизни все высшие животные и человек, - молоко и только оно. А функциональные молочные продукты мы и сейчас производим – это бифидокефир и бифидойогурт. Причем, на Купинском заводе есть специальное заквасочное отделение, где в особых условиях выращиваем грибковые культуры, на основе которых готовим кисломолочные продукты «Zorka». А вот  многие другие производители, к сожалению, не утруждают себя этим и работают просто на сухой закваске.  

- Как вы относитесь к перестановкам в федеральном Минсельхозе?

- Надо признать, у нас никогда не было особой связи с федеральным центром. Мы контактируем с минсельхозом Новосибирской области и очень благодарны ему за поддержку, которую получили полтора года назад, когда предприятие находилось в очень непростой ситуации. Что касается работы федерального центра, стратегия, конечно, должна определяться им и его задачей было не допустить того обвала рынка сухого молока и масла, который наблюдаем сейчас. Что, в свою очередь, и является одной из ключевых причин резкого падения цен на молоко-сырье по всей России. Сейчас преждевременно оценивать перспективы работы новой команда.

2987 просмотров

Молочные сессии седьмое заседание

Комментарии
extenso
МАРКИРОВКА
Какие темы статей вам интересны?
Проголосовало: 88


сила молока
Петерфуд
Подпишитесь на нашу рассылку
Кизель вебинар


Аналитический центр Milknews
интекПром
Золотой клевер
интекПром
Золотой клевер