компоненты

Дмитрий Докин, «Шин-Лайн» Четыре фабрики, навсегда изменившие мир мороженого


О том, как распределились доли крупнейших производителей мороженого на рынке по итогам сезона по версии NielsenIQ, мы рассказали в новом материале. В продолжение темы мороженого, в своей авторской колонке основатель российского «Инмарко», а ныне – председатель совета директоров казахстанской компании «Шин-Лайн» Дмитрий Докин рассказал о четырех фабриках мороженого, посещение которых произвело на него самое большое впечатление.
 

Экскурсией на фабрику мороженого уже никого не удивить. А для профессионалов отрасли – это вообще рабочие будни. Каждый из нас бывал на множестве фабрик мороженого, как и на других подобных молочных производствах: одни были советские, другие - совершенно новые, одни - с ветхим или китайским оборудованием, другие сверкали своей свежей нержавеющей скандинавской сталью. Я видел по всему миру не менее 40 фабрик и все они были до боли похожи - по планировке производственного процесса, расстановке оборудования и внутренней картинке выпуска продукции.

Только четыре из всех меня поразили до глубины души. Заходя на них, у тебя нескоро появляется уверенность, на какую именно фабрику ты попал: производства электронных чипов, шоколадных конфет или мороженого. А когда ты все-таки находил знакомое мороженое в частоколе роботов, то возникал единственный вопрос: «А что, разве так можно было?».

Выходя с таких фабрик, начинаешь дышать полной грудью, пульс учащается, хочется всё поменять к лучшему: и работу, и производство, и жизнь. Они пробуждали и давали хороший импульс: мир не стоит на месте - если ты хочешь двигаться вперед, нельзя оставаться на обочине мирового прогресса.

Итак, о каждой из них:

Roncadin (Германия) – зарплаты немцев высоки, но работу за людей выполняют роботы
 
В 2004 по запросам появляющихся сетей мы хотели иметь мульти-паки в своем продуктовом портфеле и искали для них в Европе производителя. Нас тогда сильно удивило, что частные дешевые марки в мульти-паках делают в экономически развитых странах с самыми высокими зарплатами, а не в Испании и Греции, например.   

Но директор фабрики Roncadin (Германия) нас тогда по-отечески успокаивал: «Да, высокие зарплаты, но посмотрите — у нас не так много сотрудников на фабрике, так как все процессы автоматизированы на 80%, и поэтому мы несем затраты один раз — покупая высокопроизводительные линии (36 – 40 000 штук мороженого в час), ну… и роботов к ним». И последние роботы, к слову, раза в полтора дороже самого производственного и упаковочного оборудования и занимают при этом больше места - эти автоматы и заменяют людей на производстве.

На вопрос, а как же с рабочими местами, о которых так пекутся профсоюзы и правительство - директор парировал: «Если мы будем эффективны, то мы откроем еще одну фабрику, а не эффективные производства просто уйдут с рынка!».

Через 4 года они стали частью большой компании R&R (Roncadin and Richmond), которые создали с Nestle совместное предприятие Froneri (№2 игрок в мире мороженого) – при этом  R&R взяли в совместную компанию именно из-за их высокой производственной эффективности

Blue Bunny (США) – патриотизм в лидерстве, а не в клейме на железяке!

В 2005 году нас в группе мировых национальных лидеров мороженого позвали на самую большую отдельно стоящую фабрику мороженого Blue Bunny в штате Огайо.

За продолжительную экскурсию по огромной фабрике (более 40 высокопроизводительных линий), больше похожей на небольшой городок под крышей, мы с удивлением отмечали, как электрокары, двигаясь по коридорам, словно исчезали за горизонтом, при этом все производственные линии были из Дании, поэтому я задал вопрос хозяину: «Разве в США не выпускают оборудование для производства мороженого?».

Седовласый хозяин ответил: «Выпускают! Но… я знаю, вы все летели сюда с выставки мороженого в Чикаго и потом еще 3 часа ехали по зимней дороге. Почему? Потому, что вы хотели своими глазами увидеть самую большую фабрику в мире! Я хочу быть и дальше оставаться Лидером и поэтому использую только лучшее оборудование - мой патриотизм в Лидерстве, а не в клейме на железяке!».

Он так и оставался лидером по размерам одной фабрики, а спустя 17 лет после  нашего визита в декабре 2022 он производил на двух фабриках уже 700 миллионов литров (как все 283 производителя в РФ вместе) и продал бизнес мороженого кондитерскому королю Ferrero.

Вообще-то у нас давняя история с фабриками Ferrero. В 1996 году я и мой двенадцатилетний сын Денис побывали на бельгийской фабрике Ferrero и увидели, как делают киндер-сюрпризы (а этого не видели даже дети директора предприятия – экскурсии на фабрику были невозможны). Я обменял одно «невозможно» на другое – помог директору фабрики вывезти из России в Люксембург его охотничий трофей, а взамен вместе с сыном оказался на фабрике Ferrero. И, наверное, это одна из причин, почему экскурсии на новое производство «Шин-Лайн» будут у нас возможны – специально для этого над цехом уже смонтирована стеклянная галерея. 

Bon Gelati (сеть Lidl, Германия) - 6 эскимо по 90 г на полке за 2 евро (200 рублей)

В 2018 году мы посетили фабрику мороженого Bon Gelati под Дюссельдорфом, открытой в 2017 европейским розничным продуктовым гигантом Lidl с немецкими корнями (более 13000 торговых точек).

Во-первых, поразила производительность всех линий — она была не меньше 42 000 штук в час (это более 2 200 тонн в месяц на одной линии). Автоматизация поражала тем, что мы совсем не увидели рабочих — все процессы, начиная от картонайзинга первичной и вторичной упаковки, делали автоматы. Линии были заключены в стерильные стеклянные короба, в которых продолжалась фасовка и причудливая укладка в первичные коробки роботами-пауками, а затем и в гофротару автоматами-манипуляторами. За всей этой неземной фантасмогорией наблюдало, по-нашему мнению, всего несколько операторов, при этом не касаясь руками ни оборудования, ни контрольных панелей.

Во-вторых, наше внимание было обращено на высокие и длинные буферные транспортеры, которые позволяют накапливать продукцию на 2–5 минуты для возможности устранения проблем на укладке в коробки без остановки этих скорострельных линий. Если вдруг что-то происходит, продукция уходит на 9 метров по спирали вверх и возвращается, когда неполадка устранена. Это было именно той инновацией, которую мы не встречали ни на фабриках мировых лидеров, ни других индустриальных гигантов по
производству СТМ в Европе.

И вот результат - компания Lidl производила 80 000 тонн холодного лакомства (сейчас 160 000 тонн – треть от объема всей России) и вышла в 2022 году на второе место по выпуску новинок – 400 СКЮ во всем мире.

Экономический результат: директор после экскурсии с гордостью сказал нам: «мы достигли такой эффективности производства, что можем продавать свое мороженое на полке с нашей стандартной «маржой» – мульти-пак 6 эскимо по 90 г за 2 евро. Нашим конкурентам такое только снится!». При этом на рынке СНГ такая цена, аналогичная 200 руб. на полке за 6 эскимо по 90 г – тоже всем пока только снится…

Mars (Эльзас, Франция) - у нас только две производственных линии, но мы выпускаем на них 200 тонн мороженого в сутки

Приглашение на фабрику мороженого Mars было желанным и очень неожиданным – я знаю несколько российских компаний, кто был дистрибутором у компании Mars 20 и даже 30 лет, но так и не побывали на этой фабрике. Я успокаивал этих российских коллег: зато нам не дали дистрибуцию мороженого Mars в 1993 году и мы стали возить на рынок импортный «Юнилевер».

И так, октябрь 2023-го, после маркет-визита по рознице великолепной провинции Эльзас с французской командой коммерсантов мы подъезжаем к фабрике, находящейся почти в лесу – на въезде нет указателей, на самой фабрике нет вывески, словно говорится – а гостей то мы, собственно… и не ждем. Как шутил в машине наш коммерсант, «команда «Шин-Лайн» первой в мире после пандемии приземлилась на Марсе!»

Во время четырех различных презентаций с нами были очень открыты и показали историю развития компании Mars с 1932 года. Было много информации о трендах рынка и конкурентном окружении, зарекомендовавших себя продуктах и новинках, ну, и конечно о коллаборации шоколадных и мороженых брендов.

И вот дана команда «переодеваться» – отношение к гигиене и безопасности немного поражало: кроме обычных халатов и кепок на голову, были пластиковые очки, беруши (шумно на производстве), дополнительная каска и сапоги, которые во время тура мы дополнительно мыли 7 раз.

И так, всего две производственных линии, но суточная производительность - 200 тонн или 5 миллионов батончиков, или 100 000 батончиков мороженого на одной линии в час – одно СКЮ выпускается минимум 16 часов, максимум 6 суток подряд.  Для примера, на постсоветском пространстве стандартные линии выпускают 9 000 штук в час, максимум 18 000, есть лидеры рынка, у которых есть 24 – 27 000 штук в час, а тут в четыре раза больше максимальной российской производительности.

Когда проходишь мимо роботов упаковщиков, то массивная лавина батончиков, «выскакивающих» с производственных линий, выглядела, как нашествие нескончаемых «самураев» в «Звездных войнах», которые пытались задавить противника, но ловкие роботы-пауки пленяли их и заключали в каземат – вторичную красивую коробку. Мы еще долго стояли и смотрели – этим можно было любоваться вечно, как на движущуюся воду и бушующий огонь.  На собственной фабрике они делают только батончики, а пинты, эскимо и рожки размещают на сторонних производствах - с всего двумя собственными фабриками «Mars Wrigley» занимает шестое место в мировом рейтинге

Когда на проекте «Инмарко» в 1994 году, мы, тогда еще торговая компания, посетили датскую фабрику Frisko (Unilever), то поняли большую разницу постсоветского и европейского производства.  Поэтому, когда в 1996 году мы открывали уже свою небольшую фабрику в Новосибирске, ее монтировали и настраивали датские специалисты и технологи, а мы уже тогда начинали выпускать европейские аналоги.

А в 1997 году, когда покупали «Омский Хладокомбинат», мы уволили весь состав работников, поменяв его на совсем молодых выпускников Омского сельхоз института (факультет молочной переработки).

Мы всегда ставили на молодых, активных и креативных и побеждали современными технологиями и инновациями!

 

1697790271

4330 просмотров

MN В ВК
Телеграм MN
Комментарии
подкаст Федоричев
кизельман-март-24
Нов 5 мин еженедельно

ЛЕД
НЕДЕЛЯ РИТЕЙЛА
Подпишитесь на нашу рассылку
ЛЕД


Аналитический центр Milknews
ютуб
Дзен
ютуб
Дзен