Константин Емшанов, «Ува-Молоко» Дефицит кадров особо ощущается в сфере логистических перевозок
Экспорт молочной продукции из России вырос за последнее время, однако отечественные компании столкнулись с трудностями в проведении платежей. При этом на молочном рынке наблюдается профицит белка и дефицит жира. Эти и другие актуальные темы в преддверии XVIII заседания «Молочных сессий», которое состоялось 25 апреля, Milknews обсудил с коммерческим директором компании «Ува-Молоко» Константином Емшановым.
Milknews: Каким выдался первый квартал 2024 года для молочной отрасли страны? И как, на ваш взгляд, в целом будет развиваться ситуация для молочников в этом году?
К. Емшанов: На молочном рынке в этом году происходит интересная ситуация: отмечается огромный профицит белка, сопоставимый с прошлым годом. Мы все помним 2023 год, когда случился «ценовой молочный апокалипсис», а сейчас мы видим беспрецедентную ситуацию – очень сильный профицит белка. Однако, на сколько сейчас профицитен белок, настолько дефицитен жир: ощущается жесткая нехватка жировой фракции, и, к сожалению, мы не видим предпосылок к тому, чтобы эта ситуация могла как-то благоприятно разрешиться в ближайшее время.
Причиной тому целый ряд факторов: вырос спрос со стороны кондитеров, а также увеличился экспорт. В частности, за январь-февраль этого года рост производства кондитерских изделий составил 9%. Соответственно, всё идет к тому, что жировая фракция будет оставаться в достаточно жестком дефиците, а белковая (белок, лактоза в виде сухой сыворотки) будут в балансе-профиците. Потому что даже сейчас, когда условно должен быть профицитный период по молоку, мы абсолютно не видим никакого явного профицита молока и жира. А по белку профицит есть, и на этом всё. Причем такая тенденция будет долгоиграющей: растянется не только на 2024 год.
Потому что даже если на счет экспорта говорить, а мы компания, которая плотно занимается этим направлением, то в данный момент экспорт очень сильно усложняется многими объективными факторами. Один из наиболее тяжелых – это трудности в проведении платежей. То есть многие люди говорят о том, что, дескать, «надо открыть краник, чтобы ушли с рынка лишние объемы». А на самом деле сделать это крайне тяжело. Потому что добиться платежей очень сложно, даже если товар уже отправили. И наша компания здесь не исключение: мы постоянно боремся с этой проблемой.
Milknews: А что будет с ценой на молоко в этом году, на ваш взгляд?
К. Емшанов: Сильного снижения цены на сырье мы не ожидаем: возможна, разве что, небольшая корректировка в пределах 2 рублей. А во втором полугодии не исключено, что цена и вовсе повысится.
Касательно спроса на молочную продукцию, то я согласен с оценкой Союзмолока в том, что в настоящее время стимулируется внутреннее потребление за счет того, что наблюдается рост оплаты труда по причине дефицита кадров. То есть люди получают достойную зарплату, на которую могут себе позволить достойно питаться и приобрести качественный молочные продукты.
Milknews: Мы плавно перешли к другому важному вопросу – дефициту кадров. Насколько значительной является данная проблема для вашего предприятия?
К. Емшанов: С нехваткой кадров мы сталкиваемся серьезно, хотя могу сказать, что за четвёртый квартал 2023 года мы проиндексировали зарплаты более чем на треть. Сейчас оплата труда на нашем предприятиями выше, чем в среднем по республике. Но, тем не менее, проблема остается актуальной и для нас. Хотя я думаю, что это явление характерно не только для молочной отрасли, но и для всего товарного рынка.
Но если брать молоко, то особенно болезненно это ощущается в сфере логистических перевозок. Потому что из-за дефицита водителей очень сильно растут у них зарплаты и стоимость перевозок. Ну а это, в свою очередь, приводит к росту производства и цены на конечный продукт. То есть инфляция, которую мы видим, отчасти обусловлена ростом стоимости логистики из-за нехватки водителей.
Milknews: Какие меры нужно предпринять для решения кадрового дефицита в отрасли, стране в целом, как вы думаете?
К. Емшанов: Глобальное решение – это, конечно, повышение уровня рождаемости, чтобы населения в стране было больше, и, соответственно, рабочих рук. А ситуативное решение – это, возможно, привлечение рабочих и специалистов из зарубежа, в частности из дружественных стран. При этом, конечно, нужно увеличивать качество образования и подготовки наших собственных специалистов.
Возвращаясь к своему предприятию, могу сказать, что зарплаты у нас хорошие, работать в нашей компании людям интересно: помимо того, что платим мы всегда во время, предлагаем полный соцпакет, у нас ещё и насыщенная внутрикорпоративная жизнь. Также мы проводим дополнительные обучения, всевозможные тренинги. То есть мы радеем за свою команду, и для нас наши сотрудники – это самый важный актив. Как многие сейчас говорят, люди – это «новая нефть». Я с этим полностью согласен и думаю, что в России люди гораздо дороже нефти: полезных ископаемых у нас всё-таки много, а вот населения дефицит. То есть люди – это наше всё.