Кадры

Александр Грива, «Гулливер» Происходит укрупнение бизнеса мороженого в РФ, малым предприятиям тяжелее


28 марта состоится презентация обновленного рейтинга крупнейших производителей мороженого, подготовленного Союзмолоко, Milknews и Streda Consulting. В преддверии мероприятия Milknews взял интервью у директора ООО «Гулливер» Александра Гривы. Руководитель рассказал о спросе на мороженое и предпочтениях потребителей последних лет, а также о сложностях работы малых предприятий и перспективах рынка мороженого в России. 

Milknews: Каковы итоги работы вашего предприятия за 2023 год? Как изменилась выручка и объемы производства?

А. Грива: Выручка у нас выросла по сравнению с предыдущим годом примерно на 10%, рост объемов производства и, соответственно, реализации составил порядка 7%. Наш бизнес выстроен следующим образом: у нас есть собственное производство и собственная торговая сеть в виде филиалов, которые находятся в основном в магазинах у дома во многих регионах России: Нижнем Новгороде, Рязани, Томске, Новосибирске, Новокузнецке. В этих торговых точках мы разместили мобильные лари, и наши автомобили развозят туда мороженое. Объемы у нас не самые большие, но дистрибьютеров достаточно много.

То есть если у лидеров отрасли основная выручка формируется через сетевой сегмент, то у нас на этот канал продаж приходиться всего 5% объемов, и то это местные локальные сети. Выполнить жесткие требования крупного ритейла не самым большим производителям, таким как мы, достаточно сложно. Поэтому основной канал сбыта у нас – это собственные продажи через дистрибьютеров и свою торговую сеть.

Погода в летний сезон 2023 года была неплохая, поэтому и был обеспечен прирост по выручке. Он небольшой, но стабильный.

Milknews: Какой ассортимент продукции вы выпускаете? Какие новинки были представлены вами для потребителей в этом и прошлом сезоне?

А. Грива: Ежегодно к началу сезона продаж мы выпускаем с десяток новинок мороженого, но они не отличаются кардинально от марок, которые уже представлены на рынке. Основную долю в объемах производства у нас, как и у других производителей мороженого в нашей стране, занимает вафельный стакан - порядка 60%. Также мы выпускаем эскимо, льды, то есть всю линейку, которая есть у большинства производителей мороженого.

Milknews: Как-то изменились вкусы потребителей и их запросы по мороженому за последнее время? Вы ведь, наверняка, это отслеживаете?

А. Грива: Конечно, мы постоянно за этим следим, и я могу сказать, что за последние 10 лет предпочтения потребителей сместились в сторону сливочного и пломбирного мороженого. То есть десертное мороженое с заменителем молочного жира на сегодняшний день уже не так популярно. Эта тенденция наметилась после введения новых ГОСТов. Покупатели стали более требовательными, потому что СМИ в одно время постоянно говорили о вреде пальмового масла и других добавок. Поэтому граждане и стали больше употреблять сливочного и пломбирного мороженого. А многие торговые сети сейчас вообще не работают с мороженым на основе растительного сырья – только со сливочным и пломбирным.

Milknews: Что в целом происходит со спросом на мороженое в последние годы – он растет или снижается?

А. Грива: Я думаю, что спрос немного растет ежегодно. Основной фактор, который влияет на изменение спроса, это, конечно, погода. То есть, если жаркое лето, то и спрос хороший: в 2022 году лето было прохладное – спрос немного упал, в 2023 году было жарко, соответственно, и объёмы продаж значительно выросли. 
Milknews: Проводилась ли модернизация на вашем предприятии в 2023 году, и есть ли такие планы на ближайшие годы?

А. Грива: В связи с тем, что мы занимаемся продажами через свою торговую сеть, а мороженое – это продукт, который имеет чисто выраженный сезонный характер, наши партнеры просят нас заниматься и другими замороженными товарами: снеками, полуфабрикатами. Поэтому в производстве мороженого мы в ближайшее время ничего менять не будем.

Зато в прошлом году мы запустили кондитерский цех, где уже делаем замороженные торты, которые пользуются большой популярностью. Пока выпускаем немного – 15 тысяч штук в месяц. Но мы планируем развиваться дальше именно в этом сегменте – не мороженого, а замороженных полуфабрикатов. Данная продукция сейчас вызывает повышенный интерес у потребителя. К тому же полуфабрикаты обеспечивают продажи в зимний период – они более востребованы в это время, чем мороженое. Тем самым предприятие более комфортно проходит зиму.  

Milknews: Отгружаете ли вы свою продукцию на экспорт, какие планы в этом направлении?

А. Грива: Мы довольно давно работаем с Казахстаном, были отгрузки в Китай, но после пандемии они отказались работать. Однако в настоящее время переговоры с китайцами возобновили.

Milknews: Как вы оцените ситуацию на российском рынке мороженого? Какое будущее ждет отрасль? 

А. Грива: На мой взгляд, в настоящее время происходит укрупнение бизнеса: малым предприятиям на сегодняшний день гораздо тяжелее прожить. Если раньше было наоборот – малым предприятиям их гибкость позволяла более рационально подходить к вопросам реализации и производства, то сейчас в связи с тем, что у крупных предприятий себестоимость производства мороженого ниже, им проще выживать в данном сегменте.

Поэтому лидеры рынка мороженого в РФ сейчас диктуют политику торговли и взаимоотношения с ритейлом. А торговые сети на сегодняшний день занимают более 60% рынка. И понятно, что с ними гораздо проще работать лидерам, чем таким, как мы. В этой связи мы вынуждены создавать какие-то свои структуры для того, чтобы оставаться на плаву и иметь возможность жить и существовать.

Что касается непосредственно самого рынка, то я думаю, что он будет расти. Потому что мороженое – продукт интересный, спрос на него импульсивный. И он сохранится даже при условии повышения цен, которое сегодня наблюдается, и будет продолжаться (молоко, сливочное масло за последний месяц очень сильно подорожали). Про себя скажу, что нам будет гораздо сложнее повышать цены, потому что мы не являемся предприятием, которое их диктует – цены диктуют лидеры рынка. И у них гораздо больше возможностей сдерживать стоимость продукта, чем у нас, потому что запас прочности более высокий.      
 

1711537903

2628 просмотров

День поля
Молочные заводы
Комментарии
СОЮЗНАБ
Долголетие Мустанг
День поля

Как помогать
Молочные заводы
ТЕЛЕГА
Подпишитесь на нашу рассылку
СМЕТАНА ГЛАВНАЯ

кизель-март 25

Аналитический центр Milknews
Дзен
Молочные заводы
Дзен
Молочные заводы