Александр Грива, «Гулливер» Происходит укрупнение бизнеса мороженого в РФ, малым предприятиям тяжелее
28 марта состоится презентация обновленного рейтинга крупнейших производителей мороженого, подготовленного Союзмолоко, Milknews и Streda Consulting. В преддверии мероприятия Milknews взял интервью у директора ООО «Гулливер» Александра Гривы. Руководитель рассказал о спросе на мороженое и предпочтениях потребителей последних лет, а также о сложностях работы малых предприятий и перспективах рынка мороженого в России.
Milknews: Каковы итоги работы вашего предприятия за 2023 год? Как изменилась выручка и объемы производства?
А. Грива: Выручка у нас выросла по сравнению с предыдущим годом примерно на 10%, рост объемов производства и, соответственно, реализации составил порядка 7%. Наш бизнес выстроен следующим образом: у нас есть собственное производство и собственная торговая сеть в виде филиалов, которые находятся в основном в магазинах у дома во многих регионах России: Нижнем Новгороде, Рязани, Томске, Новосибирске, Новокузнецке. В этих торговых точках мы разместили мобильные лари, и наши автомобили развозят туда мороженое. Объемы у нас не самые большие, но дистрибьютеров достаточно много.
То есть если у лидеров отрасли основная выручка формируется через сетевой сегмент, то у нас на этот канал продаж приходиться всего 5% объемов, и то это местные локальные сети. Выполнить жесткие требования крупного ритейла не самым большим производителям, таким как мы, достаточно сложно. Поэтому основной канал сбыта у нас – это собственные продажи через дистрибьютеров и свою торговую сеть.
Погода в летний сезон 2023 года была неплохая, поэтому и был обеспечен прирост по выручке. Он небольшой, но стабильный.
Milknews: Какой ассортимент продукции вы выпускаете? Какие новинки были представлены вами для потребителей в этом и прошлом сезоне?
А. Грива: Ежегодно к началу сезона продаж мы выпускаем с десяток новинок мороженого, но они не отличаются кардинально от марок, которые уже представлены на рынке. Основную долю в объемах производства у нас, как и у других производителей мороженого в нашей стране, занимает вафельный стакан - порядка 60%. Также мы выпускаем эскимо, льды, то есть всю линейку, которая есть у большинства производителей мороженого.
Milknews: Как-то изменились вкусы потребителей и их запросы по мороженому за последнее время? Вы ведь, наверняка, это отслеживаете?
А. Грива: Конечно, мы постоянно за этим следим, и я могу сказать, что за последние 10 лет предпочтения потребителей сместились в сторону сливочного и пломбирного мороженого. То есть десертное мороженое с заменителем молочного жира на сегодняшний день уже не так популярно. Эта тенденция наметилась после введения новых ГОСТов. Покупатели стали более требовательными, потому что СМИ в одно время постоянно говорили о вреде пальмового масла и других добавок. Поэтому граждане и стали больше употреблять сливочного и пломбирного мороженого. А многие торговые сети сейчас вообще не работают с мороженым на основе растительного сырья – только со сливочным и пломбирным.
Milknews: Что в целом происходит со спросом на мороженое в последние годы – он растет или снижается?
А. Грива: Я думаю, что спрос немного растет ежегодно. Основной фактор, который влияет на изменение спроса, это, конечно, погода. То есть, если жаркое лето, то и спрос хороший: в 2022 году лето было прохладное – спрос немного упал, в 2023 году было жарко, соответственно, и объёмы продаж значительно выросли.
Milknews: Проводилась ли модернизация на вашем предприятии в 2023 году, и есть ли такие планы на ближайшие годы?
А. Грива: В связи с тем, что мы занимаемся продажами через свою торговую сеть, а мороженое – это продукт, который имеет чисто выраженный сезонный характер, наши партнеры просят нас заниматься и другими замороженными товарами: снеками, полуфабрикатами. Поэтому в производстве мороженого мы в ближайшее время ничего менять не будем.
Зато в прошлом году мы запустили кондитерский цех, где уже делаем замороженные торты, которые пользуются большой популярностью. Пока выпускаем немного – 15 тысяч штук в месяц. Но мы планируем развиваться дальше именно в этом сегменте – не мороженого, а замороженных полуфабрикатов. Данная продукция сейчас вызывает повышенный интерес у потребителя. К тому же полуфабрикаты обеспечивают продажи в зимний период – они более востребованы в это время, чем мороженое. Тем самым предприятие более комфортно проходит зиму.
Milknews: Отгружаете ли вы свою продукцию на экспорт, какие планы в этом направлении?
А. Грива: Мы довольно давно работаем с Казахстаном, были отгрузки в Китай, но после пандемии они отказались работать. Однако в настоящее время переговоры с китайцами возобновили.
Milknews: Как вы оцените ситуацию на российском рынке мороженого? Какое будущее ждет отрасль?
А. Грива: На мой взгляд, в настоящее время происходит укрупнение бизнеса: малым предприятиям на сегодняшний день гораздо тяжелее прожить. Если раньше было наоборот – малым предприятиям их гибкость позволяла более рационально подходить к вопросам реализации и производства, то сейчас в связи с тем, что у крупных предприятий себестоимость производства мороженого ниже, им проще выживать в данном сегменте.
Поэтому лидеры рынка мороженого в РФ сейчас диктуют политику торговли и взаимоотношения с ритейлом. А торговые сети на сегодняшний день занимают более 60% рынка. И понятно, что с ними гораздо проще работать лидерам, чем таким, как мы. В этой связи мы вынуждены создавать какие-то свои структуры для того, чтобы оставаться на плаву и иметь возможность жить и существовать.
Что касается непосредственно самого рынка, то я думаю, что он будет расти. Потому что мороженое – продукт интересный, спрос на него импульсивный. И он сохранится даже при условии повышения цен, которое сегодня наблюдается, и будет продолжаться (молоко, сливочное масло за последний месяц очень сильно подорожали). Про себя скажу, что нам будет гораздо сложнее повышать цены, потому что мы не являемся предприятием, которое их диктует – цены диктуют лидеры рынка. И у них гораздо больше возможностей сдерживать стоимость продукта, чем у нас, потому что запас прочности более высокий.