Сергей Кузин, «Башкирский холод» Планируем начать экспортные поставки в страны ЕАЭС уже в 2023 году
На прошлой неделе прошла презентация рейтинга крупнейших производителей мороженого, которое представили Союзмолоко, Streda Consulting и Milknews совместно с Федеральным центром «Агроэкспорт» при Минсельхозе России. Мероприятие прошло при поддержке Союза мороженщиков России. Milknews поговорил с Сергеем Кузиным - генеральным директором АО «Башкирский холод», вошедшим в ТОП-30 крупнейших отечественных производителей мороженого, о реализации инвестпроектов, новинках, планов по экспорту и современных трендах рынка.
Milknews: Какие результаты вы получили по итогам прошлого года. Как на них сказался рост себестоимости, наблюдавшийся в отрасли в 2021 году?
С. Кузин: В 2021 году произошло снижение объемов продаж собственного мороженого на 69 т ( 2,3%). При этом мы наблюдали существенный рост себестоимости на 24,7% в связи с удорожанием сырья и упаковки. В сырье мы наблюдали рост цен на масло с 300 до 331,8 руб/кг (на 10,6%); на СОМ - с 163,6 до 213,9 руб/кг (на 30,7%); на СЦМ - с 236,3 до 250,6 руб/кг (на 6%); на сахар - с 38,2 до 42,9 руб/кг (на 12,4%); на ЗМЖ - с 90,9 до 109,72 руб/кг (на 20,7%); на сливки - с 104,5 до 107,1 руб/кг (на 2,5%); на сыворотку - с 68,1 до 70,9 руб/кг (на 4%); на ароматизаторы (клубника, малина, ваниль, апельсин) - от 11% до 78%; на глазурь - от 2% до 25%. Что касается упаковки, рост цен на гофрокороба составил 40-42%, на пленку - от 9% до 31%.
Дополнительные затраты возникли в связи с введением маркировки «Честный знак», которое потребовало приобретения оборудования, ввода новых штатных единиц и удельных переменных затрат в виде 60 копеек на единицу мороженого. При этом повышение отпускных цен на 10% не позволило перекрыть рост издержек, что и повлияло на снижение прибыльности предприятия.
Milknews: В 2021 году вы построили новую фабрику мороженого и планировали достроить современный холодильный терминал. На каком этапе находится реализация проекта?
С. Кузин: Сейчас запущены в эксплуатацию фасовочные линии и фризеры компании Gram Equipment (Дания) (ВТС – производительностью 18000 уп\час, RIA-8 - производительностью 12000 уп\час), а также вспомогательное оборудование к линиям: маркираторы, формирователи и заклейщики коробов, темперирующие машинаы, конвейерные системы, аппликаторы и оборудование по считыванию маркировки.
Произведена реконструкция аппаратного и участка созревания смесей, замена емкостного оборудования (7 емкостей), а также монтаж процессного оборудования, реконструкция трансформаторной подстанции. Мощность увеличена в 2 раза до 4000 кВА. Также произведена замена внутрицеховых электрических сетей.
Произведены строительные работы по реконструкции: фасовочного цеха, аппаратного и цеха созревания смесей,
складских помещений, закалочных камер, СИП мойки, низкотемпературных складских площадей. Модернизирована аммиачная холодильная установка с увеличением производительности до 957 кВт. Заменили льдогенератор с увеличением производительности до 1000 кВт. Произведена замена градирен – 4 ед. Произведена модернизация закалочных камер с установкой современного оборудования.
В процессе подготовки находится эскизная предпроектная документация на строительство нового производственного корпуса. Готовится проект на строительство низкотемпературного терминала на 5000 п\мест.
Проведена реконструкция воздушного компрессорного цеха, производительность увеличена в 2 раза до 12500 л/час. Завершено строительство новой котельной с водогрейным – мощность 1000 МВт и паровым котлоагрегатом – производительность 6 т/час. В стадии завершения строительства – приемно-аппаратный цех. Инвестиции на 31 декабря 2021 года составили 800 млн рублей.
Milknews: Расскажите о новинках в сегменте мороженого, выпущенных вами за последнее время?
С. Кузин: За последние два года структура нашего ассортимента и брендов существенно изменилась. Мы сосредоточились на трёх потребительских сегментах: дети, молодые люди, предпочитающие инновационные виды мороженого, и семейные потребители классического пломбира.
Дважды в год наш ассортимент пополняется новинками, к примеру, в 2021 году мы запустили новый бренд для молодой аудитории — CREAMZY, в линейке бренда уже 9 SKU, мы используем оригинальные вкусовые сочетания: кактус и клубника, кокс и гранат, маршмэллоу, чернослив и белый шоколад, крем-брюле и солёная карамель и др. Такой подход привлекает самых требовательных фанатов мороженого, так называемых новаторов.
Однако не забываем и о поклонниках классического пломбира, для них в 2022 году мы запустили новый бренд с оригинальным названием «Сливкин нос», в линейку входят стаканчики и рожки с большим весом с кусочками клубники, шоколадной крошкой, малиной, со вкусом ванили, пока в линейке 5 SKU, в планах расширение линейки.
Для самых маленьких любителей мороженого - наш бренд «Уплетайка» и очень необычные виды мороженого, к примеру, пончик в клубничной глазури, лёд с вызывной карамелью, эскимо со вкусом «бабл-гам», всё, что так любят дети.
Milknews: Какие интересные тренды в развитии рынка или потреблении мороженого в России вы могли бы отметить?
С. Кузин: Формируется модель домашнего потребления мороженого. Однако оно тормозится за счет небольшого ассортимента, представленного на рынке мороженого в мультипорционной упаковке. Для стимулирования интереса производители все чаще экспериментируют, предлагая рынку «сложное» мороженое — многослойное, со сложной текстурой, с необычными начинками, к примеру, с добавлением кусочков вафель или печенья. Появились и уже закрепились такие вкусы, как соленая карамель или мороженое со вкусом чая. Среди нишевых — мороженого с сыром, авокадо или алкоголем.
Заметны новые тенденции в дизайне упаковки: производители начали активное обновление дизайнов своих флагманов. Новинки все используется крафтовая (или псевдокрафтовая) упаковка и другие более «чистые» материалы. Продолжается тренд на натуральность. Потребители готовы платить дороже за продукцию с «правильным» составом. Однако, как и в случае с нишевыми и ЗОЖ-видами продукции, это свойственно, прежде всего, для больших городов. Развивается снековый формат, в этом случае они вступают в прямую конкуренцию с производителями кондитерских изделий, йогуртов, потребляемых на ходу, и классических снеков.
Но многие потребители воспринимают мороженое как менее калорийный способ перекуса. Развитие ЗОЖ-тренда стимулирует рост потребления мороженого с пониженным содержанием или вообще без сахара или жиров, безлактозное или с добавлением пищевых волокон и обогащенное пробиотиками, протеином, микроэлементами, витаминами или минералами.
Растительные аналоги молока плотно обосновались на российском рынке, значит, следует ожидать и аналоги мороженого на растительной основе. Появляются новые виды фасованного мороженого — роллы, французские макароны (макаруны), мороженое в мягких вафлях, новые варианты сэндвичей, мини-мороженое (например, эскимо) в большой упаковке и др. Как показывает опыт, на стыке с рынком кондитерских изделий получаются наиболее интересные варианты мороженого соответствующие запросам и ценностям современных потребителей.
Milknews: Планируете ли вы развивать экспортное направление?
С. Кузин: Вопрос экспорта активно прорабатывается, сейчас готовится нормативная документация для возможности легитимной торговли. В первый этап попадают страны члены ЕАЭС (евразийский экономический союз), поставки в которые планируются уже в 2023 году. Затем планируем охватить страны СНГ, а также Монголию, Китай и др. При гибкой ценовой политике планируем порадовать покупателей мороженым ТМ Creamzy, «Сливкин нос».
Milknews: У многих компаний в связи с экономическими санкциями появились сложности с упаковкой и ингредиентами для производства мороженого. Как обстоят дела у вас с этим?
С. Кузин: Упаковочная пленка в полном объеме есть, проблем по заказу нет, необходимо только заказывать заранее за 1-1,5 месяца. Цены выросли на 15-25 % из-за того, что нет красок, все они импортные. По ингредиентам, которые попали под санкции, мы меняем на аналоги, ищем альтернативные варианты. Проблемы появляются, но стараемся их оперативно решать.
Milknews: Как на ваш взгляд будет меняться расстановка сил на отечественном рынке мороженого в ближайшие 3-5 лет. Какие шаги в этой связи будет предпринимать компания?
С. Кузин: На сегодняшний день на российском рынке пять лидеров ГК «Ренна» (бренд «Коровка из Кореновки»), «Айсберри» и «Чистая линия» и две международных «Инмарко» (Unilever) и Fronery (Nestle), которые активно представлены в сетях. Чтобы конкурировать с ними, нужны большие инвестиции в листинг, сильные бренды, реклама, ТМА, и, главное, нужен качественный продукт.
Заметен динамичный рост именно по отечественным производителям, и эта тенденция сохранится в среднесрочной перспективе. Доля мультинациональных компаний постоянно меняется, по данным Nielsen, чаще в меньшую сторону, а доля национальных игроков растёт за счёт их мобильности и внушительных инвестиций. Трудности заключаются только в том, что под влиянием санкций возникают перебои с поставками оборудования и запчастей, отдельных видов сырья, но эти трудности преодолимы.
Мы инвестируем в производство, брендинг, рекламу и ТМА, экспериментируем с формами, вкусами мороженого, за счёт чего планируем в ближайшей перспективе стать сильным игроком на отечественном рынке мороженого.
Поскольку «Инмарко» упала в продажах за последние десять лет почти в два раза, а Fronery то растет, то падает — этот процесс очень трудно назвать интервенцией гигантов-транснационалов, при этом очень динамично растут в разы все три национальных лидера. Специфический и стабильный игрок второй десятки, Mars, стабильно понемногу растет, но это все-таки нишевой продукт Semifreddo, заход Lotte и Ferrero c мороженым возможен, но не в теперешней геополитической ситуации — так что все-таки в среднесрочной перспективе бал будут править национальные игроки.