Алексей Груздев, Streda Consulting Впервые в рейтинг крупнейших молочных компаний Беларуси вошли частные игроки
Сегодня состоялась презентация обновленного рейтинга молочных компаний Беларуси, подготовленного Национальным союзом производителей молока (Союзмолоко), консалтинговой компанией Streda Consulting и информационным агентством Milknews. Один из авторов рейтинга – генеральный директор Streda Consulting Алексеем Груздевым – рассказал нам о том, какие изменения произошли на молочном рынке Беларуси за последний год и как они повлияли на расстановку сил в таблице.
2021 год, в отличие от 2020-го, оказался достаточно спокойным и одновременно успешным для молочной отрасли Белоруссии – практически все компании существенно нарастили выручку, а общий объем продаж ТОП-20 крупнейших игроков вырос на 12% и превысил $ 3,5 млрд.
В этом году впервые в рейтинг вошли частные и непубличные компании – Danone, Lactalis, Food Union, Молочный гостинец, Калинковичский МК и другие.
Во-вторых, по рынку прошлась уже вторая за последние три года волна сделок M&A, которая в очередной раз существенно сократит количество игроков – если в начале 2000-х в Беларуси работало более ста заводов, то к 2018 году они уже были объединены в 42 крупных холдинга, а к 2022-му на рынке останется всего 32 компании.
Как и в рейтинге 2020 г. эти сделки серьезно повлияют на расклад сил, затронув даже первую пятерку игроков - ММЗ №1 присоединил Молодечненский МК, произошло слияние Рогачевского МКК и Калинковичского МК, Слукций СК поглотил «Здравушка милк», а Милкавита может объединиться с Мозырскими молочными продуктами.
Сами по себе эти M&A не стали сюрпризом – анонсированы они были еще в 2019 г., однако интрига про будущее ТОП-5 лидеров рейтинга все еще сохраняется, поскольку юридическое оформление всех сделок растянулось аж до 2022 года и результат пока не известен.
По итогам же 2021 г. существенных изменений в рейтинге не произошло, как в части состава участников, так и позиций отдельных игроков, за исключением ротации на последних местах – Молочный гостинец, Пружанский МК, Верхнедвинский МСЗ вытеснили за пределы рейтинга Поставский МЗ, Белсыр и Беловежские сыры.
Также стоит отметить неожиданную ротацию игроков в середине рейтинга: появление Глубокского МКК, который за год совершил рывок в продажах на 70% и поднялся вверх сразу на 10 позиций – с 24 на 14 место, а также падение Витебского «Молоко» с 16 на 22 место.
Проект выходит при поддержке компании Kieselmann, ведущего поставщика оборудования и технологических решений для молочной, пивной и других отраслей пищевой промышленности.