Андрей Даниленко: рост цен - следствие административных барьеров
Андрей Даниленко, председатель Национального союза производителей молока в эфире радиостанции «Вести FM» рассказал, что у России огромный потенциал в плане производства, но реализовать его можно только устранив административные препоны.
"Этот век будет веком, когда самой большой ценностью будет продовольствие, которого нам по факту не хватает катастрофически. Если все население мира начнет есть столько, сколько положено по нормам, то продовольствия нам не хватит".
"Я считаю, что занимаюсь очень перспективным деятельностью в стране, где самый большой ресурс производства продуктов питания. Россия – самая неосвоенная территория в этом плане".
"Я считаю, что мы слишком зациклились на экспорте нефти. У нас очень много земли, относительно благополучно все с экологией по сравнению с другими индустриальными странами, так что Россия имеет прекрасную перспективу в этом плане. А мировой рынок производства продовольствия – самый большой рынок, самая большая индустрия. Мы реально можем производить в 4-5 раз больше продовольствия, чем производим сейчас. Другое дело, что с газом проще – открыл кран, закрыл кран, а тут все сложнее – нужны знания, серьезные вложения и работа".
"Я сейчас много работаю с иностранными инвесторами, потому что нашему сельскому хозяйству нужны иностранные долгосрочные инвестиции с небольшой процентной ставкой... Все международные исследования показывают, что себестоимость сельхозпродукции в России гораздо ниже, чем в Евросоюзе, США – в большинстве стран мира, если мы берем только производственную себестоимость. А вот если мы берем административные барьеры, естественные монополии – рост цен на электричество, газ, банковскую систему – все это делает производство продовольствия существенно дороже".
"И вот сейчас, на мой взгляд, час "Х", я считаю, что ограничение импорта – это должен быть отрезвляющий сигнал, для власти в первую очередь.
Мы должны осознать: мы, оказывается, от импорта зависим больше, чем предполагали и ожидали. А теперь еще и изменение курсовой разницы должно еще больше отрезвить. Потому что если запад по какой-то причине решит нас ограничить или курсовая разница еще увеличится, что же мы будем делать? Как мы будем сдерживать рост цен? Импортеры будут пользоваться нашим дедфицитом и курсовой разницей, чтобы взвинтить цены. Ведь импортозамещения как такового не происходит: мы один импорт заменили на другой."
"Я просто в шоке от того, что происходит. Банки, вместо того, чтобы облегчить выдачу кредитов, только ужесточают условия, ставки повышают. На уровне правительства по господдержке на следующий год цены ниже, чем ожидалось, а по ряду позиций – существенно ниже. Мы как производители получаем неправильные сигналы от правительства. Нас не пригласили и не сказали: ребята, вы нам нужны, расскажите, что нужно сделать, чтобы помочь. Вместо этого читаем в газетах, что вышел еще один приказ. Везде во всех странах мира, когда происходит кризис в экономике, первая задача – насытить реальный сектор деньгами и активизировать деятельность в нем. Если я буду производить продукцию на территории России, инфляционные процессы легче пройдут. Если сокращать производство, увольнять людей – будет тяжело".
"Мы в молочной отрасли шутим: «Корову не обманешь» - если ее не кормить, она молока не даст. То же самое с экономикой: если в нее не вкладывать средств, эффекта не будет. Я пока за последние месяцы не вижу реальных шагов, которые мне бы сказали, что ситуация [по поддержке бизнеса – Milknews] изменилась. Минсельзхоз и Департамент животноводства, который должен был бы переживать, как идут дела, вместо этого продолжает создавать новые административные препоны и снижает нам по определенным позициям уровень поддержки, который был в планах на следующий год.
"Я двумя руками поддерживаю все, что сказал Президент, но не понимаю, как это будет исполняться. Вот, например, в тот же Департамент животноводства приходят письма от производителей со всей страны, жалобы из 40 субъектов федерации – и никакой реакции!"
"70% поручения Президента не выполняются".
"Во всем мире чиновников увольняют, сажают, а у нас они каста неприкасаемых, причем стали уже самыми богатыми людьми страны".
"Сейчас критический момент – либо мы будем импортозависимы от других стран, либо будем наращивать собственное производства, а ресурсы для этого у нас есть. Это вопрос политической воли".
"Должно быть партнерство нашего родного Министерства сельского хозяйства и производителей, а сейчас Минсельхоз живет своей собственной «чиновничьей» жизнью, а мы об этой жизни узнаем все как обыватели из газет. И в результате – рост цен".
"В любом случае ограничение импорта и курсовая разница делает наше производство более конкурентоспособным, но этого не достаточно. Нужно оценить нашу себестоимость и принять меры: если там есть избыточные административные барьеры, нужно их устранить. Если избыточные налоги, давайте смотреть. Несколько лет идет спор с Минфином о налогах. Возникает система двойного изымания НДС, поскольку часть производителей работает по упрощенке [упрощенной системе налогообложения - Milknews], часть работает с НДС. В результате образуются «серые» схемы, а государство так и не получает этот НДС. Мы уже несколько лет говорим министерству: давайте разберемся с этим вопросом. И есть множество других примеров".
"Мы все жалуемся на качество продукции: год висит законопроект по ужесточению мер за некачественную продукцию, поручение Президента есть до 1 ноября 2014 года принять этот законопроект. А он еще не прошел никаких согласований, не говоря уже о первом чтении в Госдуме".
"К любому поручению нужно приделывать ноги, чтобы оно хоть как-то двигалось".
"Чиновники довели до совершенства технологию отписывания в ответ на письма и жалобы, не сказав ничего по сути.
"Хочется, чтобы власть мне сказала: уровень поддержки сельского хозяйства будет на таком-то уровне, налоги не будем повышать 10 лет. Потому что мне рисков и без государства хватает".