Денис Черкесов: поведение Владимира Лабинова не соответствует Этическому кодексу госчиновника
Проблема обеспечения животноводства собственным племенным поголовьем сегодня широко обсуждается в аграрном сообществе, в частности в рамках принятия нового закона «О племенном животноводстве». В новой редакции Госпрограммы развития сельского хозяйства поддержка племенного животноводства выделена в отдельную подпрограмму. О позиции Национального союза производителей говядины по вопросам племенного животноводства порталу Milknews рассказал глава союза Денис Черкесов.
Milknews: 27 января на совещании у Председателя Правительства РФ Д.А.Медведева обсуждались в числе прочих и вопросы племенного животноводства. Вы на этой встрече озвучивали предложения союза?
Денис Черкесов: Да, я высказал предложение об изменении системы племенного животноводства и переходе на общемировую практику работы с ассоциациями по породам, которые ранее уже формулировал и передавал в Минсельхоз.
Milknews: Как они были восприняты участниками совещания?
Денис Черкесов: Во-первых, Дмитрий Анатольевич [Медведев - Milknews.ru]поддержал предложение начать работу в этом направлении. Во-вторых, я обозначил, что эта тема дискуссионная и требует серьезного обсуждения в профессиональном сообществе, и, действительно, возникла небольшая дискуссия. Но на следующий день, 28 января, меня неожиданно вызвал директор Департамента животноводства Минсельхоза Владимир Лабинов. В ходе беседы он высказал мне свои претензии, что я не согласовал с ним заранее свое выступление и угрожал, что в случае моего несогласия покинуть пост руководителя Союза, он будет созывать правление нашего Союза и решит этот вопрос тем или иным способом.
Milknews: А вы действительно «не согласовали» свое выступление?
Денис Черкесов: Как представитель независимого отраслевого союза я не обязан «согласовывать» свои выступления с представителями Минсельхоза. Высказанные предложения – это не моя личная позиция, а общее мнение членов нашего союза. Эта тема неоднократно обсуждалась как среди руководителей хозяйств – членов Союза, так и с представителями животноводческой науки и представителями других направлений животноводства. Таким образом, предложение не является моей личной инициативой и согласовано с отраслевым сообществом.
Доводить до сведения государственных структур и общественности консолидированное мнение бизнеса, представлять его интересы – это как раз и является задачей нашего и любого другого отраслевого союза. И очень странно, на мой взгляд, звучат требования со стороны чиновника «согласовывать» текст выступления.
Milknews: Насколько я понимаю, и уволить вас с поста гендиректора союза министерство не может, так как не оно вас назначало…
Денис Черкесов: Конечно, не может. Повторюсь: мы независимое объединение представителей бизнеса. Безусловно, бизнес в значительной степени зависит от Минсельхоза, но официально, по Уставу союза, назначить генерального директора или уволить его может только общее собрание членов Союза – даже не Совет директоров. Инициировать собрание чиновник из Минсельхоза тоже не имеет права, так как не является членом нашего союза. Возможно, Владимир Лабинов имел в виду, что он сможет «продавить» это решение через подконтрольных ему членов нашего союза, но это уже из области догадок.
Milknews: А раньше вы доводили до сведения господина Лабинова позицию союза по вопросам организации племенного дела?
Денис Черкесов: Безусловно. В частности, в письме от 21 ноября 2014 года. Мы также приглашали главу Департамента животноводства принять участие в заседании Совета директоров Национального союза производителей говядины, которое состоялось 11 декабря 2014 года. Он не нашел времени поучаствовать в нашей встрече.
Milknews: Что вы собираетесь предпринять в связи с угрозами директора Департамента животноводства?
Денис Черкесов: Я направил письмо министру сельского хозяйства РФ Николаю Федорову с описанием ситуации и просьбой принять меры. В письме я также отметил, что, на наш взгляд, поведение Владимира Витальевича Лабинова не соответствует Этическому кодексу государственного служащего РФ и подрывает нормы открытости в работе Минсельхоза России и Департамента животноводства, в частности, с отраслевыми союзами и ассоциациями..
Milknews: Какого решения вы ждете от министра?
Денис Черкесов: Я не хотел бы фантазировать на эту тему: какие именно меры примет министр, решать ему, но то, что глава Минсельхоза должен отреагировать на неэтичное поведение своего сотрудника, для нас не вызывает сомнения. Такой стиль работы представителей министерства с профессиональным сообществом наносит удар по имиджу не только Департамента животноводства, но и по всему Министерству сельского хозяйства.
Беседовала Ольга Кучерова
Национальный союз производителей говядины представляет более 80 предприятий (и агрофирмы,и КФХ), занимающихся разведением мясного крупного рогатого скота, расположенных в 28 субъектах России. Организован в 2010 году.
Предложения Национального союза производителей говядины по изменению системы племенного животноводства:
1. Передать полномочия по регистрации племенных животных и племенных стад соответственно в книге племенных животных и племенном регистре, по выдаче сертификатов (свидетельств) на племенную продукцию (материал), по контролю за ведением племенной работы, от Минсельхоза России независимым некоммерческим Ассоциациям по породам.
2. Прекратить наделение различными племенными статусами юридических лиц. Наделение племенных хозяйств различными статусами является анахронизмом, сохранившимся с советских времен. Уход от этой системы позволит привлечь в племенное животноводство все формы собственников, в том числе и физических лиц.
3. Наделить Минсельхоз России функциями по разработке правил и требований к работе племенных Ассоциаций по породам, полномочиями по определению перечня Ассоциаций, работающих по тем, или иным породам, а также функцией контроля за Ассоциациями и возможности лишать Ассоциации полномочий за невыполнение требований.
Передача полномочий Ассоциациям по породам необходима по принципу «одна порода - одна Ассоциация». Следует избежать наличия нескольких Ассоциаций по одной породе, но по ряду малочисленных пород возможно объединение внутри одной Ассоциации, что тоже является мировой практикой.
Передача полномочий потребует внесения соответствующих изменений в Постановление Правительства РФ от 12 июня 2008 г. N 450 "О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, в закон «О племенном животноводстве», в Положение о Департаменте животноводства и племенного дела.
Касательно племенной поддержки - Союз считает, что ее необходимо сохранить, и распределять на племенное поголовье, зарегистрированное в племенной книге породной Ассоциации. Во-первых, это даст стимул для ускорения процесса создания Ассоциаций и регистрации скота в их племенных книгах. Во-вторых, повысит эффективность племподдержки, даст возможность маневра для влияния на эффективность племенной работы посредством племподдержки, позволит исключить из списка получателей целый ряд хозяйств, не ведущих племенную работу, но имеющих соответствующий статус. Чтобы исключить регистрацию скота только ради получения племподдержки, можно ограничить количество животных по породам, на которых будет выделяться племподдержка, определенным числом по условиям бонитировки, например, 50 000 лучших коров черно-пестрой породы в соответствии с бонитировкой и полученным теленком. Это создаст дополнительную конкуренцию и стимул для улучшения породных качеств скота.