Булат Исрафилов, ООО им. Тимирязева Вложим в развитие полмиллиарда рублей в ближайшие годы
ООО им. Тимирязева из Татарстана планирует в ближайшие годы вложить в расширение производства порядка 500 млн рублей и на треть увеличить поголовье молочного стада. Несмотря на непростой 2023 год, предприятию удалось сохранить надои на уровне прошлого года, и уже в текущем году хозяйство рассчитывает нарастить объемы производства. Об этом Milknews рассказал директор сельхозпредприятия Булат Исрафилов.
Milknews: Каковы итоги работы вашего предприятия за 2023 год? Что с финансовыми показателями и объемами производства?
Б. Исрафилов: За прошлый год мы надоили порядка 8 тысяч тонн молока – это на уровне 2022 года, хорошо, что не ушли «в минус». В начале 2023-го были в плюсе, но данную динамику выдержать не смогли. Когда цена на молоко пошла вниз, мы начали корректировать рационы, и в конце года данная корректировка сыграла с нами злую шутку: в ноябре, декабре и январе нам пришлось выбраковывать часть коров. Это произошло, потому что летом и осенью оборотных средств уже не хватало, а началась уборка, кормозаготовка, повышенные зарплаты, налоги в конце года - пришлось экономить.
Экономия проводилась, в том числе на кормах: где-то премиксы меньше стали покупать или перестали вообще, где-то изменили корма на более экономные. И это повлияло на здоровье коров. Мы, конечно, не хотели сокращать поголовье, но урезание расходов из-за падения цены на молоко и, как следствие, изменения качества рациона, привели в конце прошлого-начале текущего года к заболеваниям коров. В итоге произошла их вынужденная выбраковка.
Пока в рост мы не можем выйти – стоим на месте и в начале этого года. По итогу 2023 года, мы подсчитали, что цена на молоко по сравнению с 2022 годом упала на 6 рублей. А по сравнению с 2020 годом рост стоимости сырого молока составил всего 13%. В это же время дизтопливо, запчасти, удобрения подорожали на 150-200%, а есть позиции, которые выросли по цене на 300%.
К примеру, если мы на посевную в прошлом году покупали горючее по 48-50 рублей за кг, то во время уборки оно доходило до 80-82 рублей – это же никуда не годиться! Я думаю, что государство должно за этим следить, налоги же мы платим.
Milknews: За счет все-таки удалось удержать объемы производства предприятию в такой непростой год?
Б. Исрафилов: Во-первых, в 2023 году у нас хорошие результаты показало растениеводство: выручка по данному направлению выросла в два раза по сравнению с 2022 годом. Это позволило нам нивелировать часть убытков. Во-вторых, помогла продажа нетелей на племя – тоже получили от этого неплохую выручку. И опять же обновление стада - ввод нетелей, мы этим занимается уже не один год и ежегодно обновляем стадо на 300-350 нетелей. Причем своими нетелями, сами выращиваем, на стороне не покупаем. Всё это позволило удержать надои и продуктивность в 2023 году на уровне 2022 года. В конце декабря мы полностью восстановили рацион на уровне начала 2023 года. Но то, что маточное поголовье пострадало, это ещё будет влиять на результаты в ближайшие два месяца как минимум.
Но сейчас уже на душе спокойнее: молоко подросло в цене до 38 рублей (было по 27-28 рублей в 2023 году). Но по-прежнему растут в цене корма, в частности, рапсовый шрот, запчасти, ветеринарные препараты (вакцины, антибиотики и пр.). К слову, на закупку последних четыре года назад у нас уходило 2-3 млн рублей, а по итогах прошлого года приобретение ветпрепаратов нам обошлось в 10,5 млн рублей.
Milknews: Как решаете проблему с кадрами? Ведь многие руководители сетуют на то, что на селе их катастрофически не хватает?
Б. Исрафилов: Мы оптимизируем и автоматизируем производство, сводим к минимуму ручной труд. Но при этом увеличиваем производительность труда: если 10 лет назад один работник в профилактории следил за 50-60 телятами, то сейчас он занимается 120 головами. По возрастным группам доходит до того, что один человек следит за 250-300 головами.
В целом в растениеводство и животноводство с каждым годом приходит всё меньше и меньше людей. Приходиться это как-то нивелировать: покупать производительную технику, которая заменяет несколько машин, но выполняет тот же объем работы. По той же причине хотим вводить доильный зал: он позволит задействовать вместо 20 доярок 5-6 работников. При этом, конечно, увеличиваем зарплату работникам. Если сейчас у нас доярки получают по 45-50 тысяч рублей, то после ввода доильного зала и оптимизации численности штата их зарплата может вырасти до 100 и более тысяч рублей. То есть это нам даже дешевле обойдется, чем платить меньше большему количеству работников.
Milknews: Какие у вас ожидания от 2024 года? Удастся ли снова добиться роста производства и выручки?
Б. Исрафилов: Мы в будущем всегда смотрим с энтузиазмом: верим, что всё будет хорошо, погода не подкачает и рыночная конъюнктура сложиться в пользу сельхозтоваропроизводителей. Мы в этом году планируем начать строительство нового молочного комплекса. Пока у нас 80% на предприятии привязное содержание коров, и мы хотим переводить их постепенно на доильный зал (карусель). Возводить новый комплекс планируем в несколько очередей в течение 3-4 лет.
Проектирование уже начали, в этом году в мае начнем строительство и планируем до конца года запустить первую очередь. Она будет примерно на 300 голов, и так каждый год по коровнику на 300 голов. Стоимость строительства комплекса обойдется примерно в полмиллиарда рублей.
Поголовье коров в течение ближайших пяти лет мы планируем увеличить до 1,5 тысячи, сейчас – 1 тысяча, всё поголовье – около 2,6 тысяч. Больше нам не позволяют земли, мы и так уже арендуем их в пределах двух районов.
Надеемся, что цена на молоко сохранит положительную динамику, и не будет падать – от этого во многом зависит реализация инвестпроектов. Также рассчитываем на продолжение господдержки, что государство возместит часть затрат на развитие. Вот, в частности, заявлена программа, по которой возмещается 30% затрат на закупку техники и оборудования, но мы по ней пока не получили субсидии даже за 2022 год.
И ещё один важный момент: хотелось бы, чтобы у отечественных сельхозпроизводителей снова появилась возможность продавать продукцию растениеводства на внешние рынки, поскольку от этого хозяйства получают существенный доход.